22 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения (Частный случай)

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни».

Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные по своему существу — запечатлеваются детской психикой и в будущем оказываются препятствием для установления естественных, гармоничных человеческих отношений.

Нравственные представления и позиции младшего школьника, как было отмечено, отличаются от представлений взрослых. В каждом конкретном случае продуктивнее не ломать сложившееся у детей мнение, не навязывать им еще для них недоступную мораль взрослых, а помочь детям понять мотивы поступков и попытаться направить создавшуюся ситуацию.

Например, оценивая обиду, нанесенную мальчиками класса одной из девочек, следует учитывать не только возможность неуважения к девочке как представительнице своего пола, но и тот факт, что она вызвала осуждение своим, например, фискальством или неумением разделить интересы коллектива.

Девочки и мальчики должны усваивать, что нравственная позиция — позиция активная. Чтобы быть верным своим друзьям, родителям, любимым, Родине не на словах, а на деле, требуется нередко значительное мужество.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев



Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это…