22 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения (Аспекта сексуальности)

Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения.

Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые им, либо обсуждение, не создающее противоречий между телесным и духовным. Естественное отношение к человеческому телу должно определять многие стороны поведения учителей и родителей. К рассматриваемому здесь возрастному периоду, в котором уже нет пристального любопытства дошкольников к вопросам пола и еще нет связанных с собственным половым созреванием проблем, это относится в особой мере. Родители, тщательнейшим образом избегающие любой степени обнаженности перед ребенком, и родители, чрезмерно свободные в плане обнажения, в равной мере выходят за рамки естественного отношения к своему телу. Нередко это распространяется и на отношения детей.

К нам обратилась мать 9-летнего мальчика с жалобами на его болезненную ревность к полуторагодовалой сестре и стремление подглядывать за переодеванием и естественными отправлениями девочек и женщин. Как оказалось, мальчик очень хотел иметь брата или сестру, но всегда отстранялся матерью от обсуждения этих вопросов, а его попытки помогать в уходе за сестрой мать пресекла в самом начале, заявив: «Она девочка, а ты мальчик. Это стыдно».

Появляющееся в этом возрасте чувство красоты создает новые благоприятные возможности воздействия на формирующуюся психику мальчика или девочки. С одной стороны, было бы ошибочным разочаровывать и, тем более, стыдить любующегося, тем или иным — даже непривлекательным — человеком или действием. С другой стороны, очень важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе — в человеке противоположного пола. При этом нежелательны ни подчеркивание, ни игнорирование физических качеств.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев



Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Коллективные отношения, как было сказано, только формируются. Ученик еще не понимает положения другого, не может представить себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и помощи, отстает от формального знания, «что такое хорошо», а отрицательное поведение опережает возможность суждения «что такое плохо» [Рогава Н. В., 1974]. В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие…