21 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения (Грань между мужским и женским трудом)

В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом, и эта тенденция часто некритически распространяется на воспитание детей. Однако в целях воспитания мужественности и женственности как социально необходимых и значимых свойств личности целесообразен и выбор того, что в первую очередь должен делать мальчик, а что девочка.

Преодоление силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на себя основных трудностей в работе — все эти качества должны воспитываться у мальчиков. Но великодушие и способность справляться с трудностями должны развиваться и у девочек. И труд создает для этого наиболее благоприятные условия.

Попытки жесткого разграничения и разделения труда для мальчиков и девочек могут вызвать, исходя из нынешней структуры семьи, возражения. Думается, что эти возражения не будут столь категоричными, если забота о мужественной и женственной позиции в жизни и труде не станет подменяться оценкой конкретных дел как «мужских» или «женских». От позиции мужественности и женственности легко перейти к расширению круга обязанностей.

От разделяемых по полу дел перейти к правильным установкам мужественности и женственности практически невозможно. У родителей всегда существуют заботы по охранению ребенка от всяких столкновений с сексуальностью.

«Это тебе еще рано… здесь целуются, это не для маленьких» — часто слышат дети. Одна мать, оказавшись с 12-летней дочерью на «взрослом фильме», заставила ее закрыть глаза и «заснуть», а рассказывая о происходившем на экране употребляла довольно обывательские термины.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев



Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…