22 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения (Верность и защита)

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним, аморальны. Такие задачи накладывают на воспитателей обязанность вести себя в соответствии с провозглашаемой ими моралью. И учителям, и родителям надо иметь в виду, что современная семья претерпевает существенные изменения.

Гарантия законом равноправия мужчин и женщин еще не гарантирует равноправия в конкретных отношениях конкретных лиц. Кроме произведетвенной занятости, которая у многих женщин диктуется не всегда их личными потребностями и возможностями, женщина еще и в гораздо большей степени, чем мужчина, загружена домашним хозяйством. В современной семье, где все взрослые работают, происходит некоторое ослабление семейных связей, семья нередко собирается вместе лишь за ужином и перед телевизором, который, как считают Р. Конечный и М. Боухал (1974), подавляет семейные контакты и преждевременно вводит детей в мир взрослых. Традиционная незыблемость авторитета родителей, особенно отца, поколеблена, семья демократизируется.

С одной стороны, это способствует отступлению от слепой веры старшим и слепого подчинения им, большей свободе в обмене мнениями, но с другой — происходит распад стабильных идентификационных примеров для детей как раз в том периоде жизни, когда нужда в них особенно велика.

Названные и другие изменения структуры и динамики семьи, увеличение числа так называемых неполных семей делают требования совместного участия школы и семьи в воспитании, в частности половом, более актуальными, чем когда-либо ранее. В связи с этим врач должен определенную часть мероприятий по консультации воспитателей проводить совместно для учителей и родителей.

Опыт показывает, что если в дошкольном возрасте психика ребенка не была отягощена чувством стыда и страха в связи с сексуальностью, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было адекватной частью воспитания в целом, и если к наступлению пубертатного периода мальчики и девочки прошли под руководством родителей и воспитателей правильный путь формирования мужественности и женственности, то подростковый период лишается многих, прежде казавшихся неизбежными, трудностей.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев





Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

В последнее время все чаще приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в современном обществе и семье. М. Rutter (1974) приводит данные,…