21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации

Из вышесказанного очевидно, что учет возрастно-полового, а не одного только возрастного фактора должен способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Усвоение половой роли, как отмечают многие исследователи, облегчает усвоение школьной программы. Врачу следует помнить, что половое воспитание в этом возрасте особенно важно ввиду приближающегося пубертатного периода, когда вопросы пола выявятся отчетливее.

Психосексуальные характеристики младшего школьника находятся на этапе формирования, и даже незначительные воздействия в это время могут приводить к весьма значительным эффектам в последующем.

Хотя иногда и полагают, что лучше начать раньше на год, чем опоздать на час, перед воспитателем стоит задача осуществления своевременного, в соответствующем возрасту объеме и направлении, полового воспитания [Ковалев В. В., 1970]. Нередко либо игнорируется необходимость подготовки девочек к менструациям, а мальчиков к поллюциям, либо этой подготовкой ограничивают половое просвещение.

Такая подготовка необходима и предотвращает возникающие иногда невротические реакции на проявления половой функции. Однако вне всей системы полового воспитания она либо чрезвычайно затруднена, либо недостаточно выполняет свою роль. Ее систематическое проведение приходится на начало пубертатного периода, но к этому времени ребенок должен приобрести основные общие знания о поле.

Детьми младшего школьного возраста с их любознательностью эти сведения воспринимаются более спокойно, чем в психически лабильный и уязвимый пубертатный период.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев





Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…

Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…