21 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения

Существует немало программ полового воспитания-просвещения. Н. Grassel (1967) применительно к условиям ГДР считает, что дети в младшем школьном возрасте должны узнать о мужской семенной клетке, женской яйцеклетке, оплодотворении, беременности, матке, плаценте, пупочном канатике, питании плода, развитии в животе матери и движениях плода, процессе родов, схватках, малоболезненности родов, последе, выкидыше, питании новорожденного, кормлении малыша и уходе за ним, органах размножения мужчины (половой член, мошонка) и женщины (яичник, яйцевод).

Начиная с 5-го класса автор рекомендует половое воспитание и просвещение проводить в рамках специальных занятий. Опыт проведения его программы в школах ГДР показал, что успех зависит не столько от учебных дисциплин, в которые включены сведения о поле, сколько от личности учителя. Иначе говоря, дело не в детализации сведений, перечисляемых этим автором, а в общей системе нравственного воспитания.

Программы, подобные предложенной Н. Grassel, не исчерпывают всех задач полового воспитания, практическое решение которых не может быть обеспечено только предоставлением информации. Громадное значение имеет воздействие на поведение, опыт переживаний ребенка, его психосексуальные установки, приобретаемый в первые школьные годы практический опыт отношений. Молодые и не имеющие семейного опыта учителя, сексуальная осведомленность которых в зависимости от ряда обстоятельств более или менее ограничена, испытывают больше трудностей в осуществлении полового воспитания.

Преподаватели всех основных предметов (кроме труда, физкультуры и рисования) одинаково точно судят о взаимоотношениях учеников; показатели этой способности у женщин несколько выше; имеется тенденция к некоторому ее снижению с годами [Коломинский Я. Л., 1976], которая компенсируется опытом. Учительницы порой создают в классе различный климат для мальчиков и девочек (в экспериментах с машинным обучением шансы полов выравниваются).

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев



Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…