10 марта 2009

Состояние регуляторных систем ребенка

Основным механизмом реакции 3-го типа является образование в сосудистом русле иммунных комплексов из антигенов и антител, которые откладываются на клеточных мембранах кровеносных сосудов. Наиболее часто и сильно повреждаются почки и кожа, (феномен Артюса, системная красная волчанка, гломерулонефрит, сывороточная болезнь). Реакции этого типа, в частности, вызывает пенициллин. Имеются многочисленные наблюдения, в которых применение пенициллина привело к развитию аллергических реакций 3-го типа и отложению иммунных комплексов вдоль базальной мембраны почек, что наглядно демонстрируется при иммунофлюоресцентном окрашивании биоптата [Adkinson, 1983].

Реакции 4-го (замедленного) типа связаны с клеточным иммунитетом (китергические по А. Д. Адо), их вызывают многие лекарственные препараты (в виде контактного дерматита). Реакции одного типа в клинике встречаются редко. Например, при сывороточной болезни участвуют иммуноглобулины классов Е, М, G.

Нередко при воздействии медикаментозного аллергена развивается двухфазный ответ.

Первая фаза начинается непосредственно после воздействия аллергена, вторая — через несколько часов, причем реагины IgE обусловливают первую фазу реакции, а преципитирующие антитела IgG, IgM отвечают за более позднюю [Pepys, 1973].

Возможна взаимозависимость иммунных реакций различных типов. Так, при аллергии к пенициллину мы неоднократно наблюдали у детей быстрое развитие крапивницы непосредственно после приема препарата, а через 4 — 7 дней развертывалась клиническая картина лекарственной сывороточной болезни.

Огромное значение для развития аллергических реакций и их тяжести имеет состояние регуляторных систем ребенка, в первую очередь центральной нервной системы, гипофизарно-надпочечниковой системы, катехоламинов. После ряда болезней, особенно если возбудитель обладает сенсибилизирующей активностью (гемолитический стрептококк, микобактерия туберкулеза, различные грибы, вирусы), развивающаяся лекарственная аллергия может становиться тяжелой:

  • сывороточная болезнь;
  • многоформная эритема;
  • синдром Стивенса — Джонсона, Лайелла.

Одновременное воздействие нескольких аллергенов (пищевых и лекарственных), а также сочетание профилактических прививок с назначением медикаментов создают предпосылки для особенно-тяжелых аллергических проявлений. Физические и эмоциональные нагрузки, переохлаждение, перегревание также влияют на тяжесть клинических проявлений.

Для ряда медикаметов (например, тетрациклина) солнечные лучи играют роль разрешающего фактора (фотосенсибилизация). Аллергия к лекарственным веществам легче развивается при первичной или вторичной недостаточности надпочечников, и относительная недостаточность системы связывания кортизола часто сопутствует длительным аллергическим заболеваниям, таким как бронхиальная астма и экзема [Пыцкий В. И., 1976, 1984].

Период полового созревания с его значительными эндокринными сдвигами благоприятствует развитию аллергии к лекарствам, особенно у девочек.

Ряд проявлений лекарственной аллергии не удается обоснованно отнести к реакциям того или иного типа. Это многоформная эритема, синдром Лайелла, проявления типа красной волчанки, узловатая эритема.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:



Мы наблюдали многоформную эритему у детей в связи с применением пенициллина, сульфаниламидных препаратов, фенобарбитала, пирамидона, ацетилсалициловой кислоты, рентгеноконтрастных веществ, чаще при сочетании с инфекциями. Заболевание начинается остро, с повышения температуры тела и общего недомогания, но может начинаться и без выраженной лихорадочной реакции. Нередко появляются боли в мышцах, суставах, головная боль. Могут быть симптомы поражения внутренних…

Токсический эпидермальный некролиз (синдром Лайелла — острый токсический эпидермолиз, буллезный острый эритематоз, пемфигоид, аллергический буллезный дерматоз) сопровождается появлением пузырей, некрозом и лизисом эпидермиса. Впервые описан в 1956 г. Lyell под названием «токсический эпидермальный некролиз». В последние годы в связи с частым применением антибиотиков, особенно широкого спектра действия, случаи болезни Лайелла участились. Описано развитие синдрома Лайелла…

Слизистые оболочки носа, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов, а также альвеолы и легочная паренхима весьма часто оказываются шоковыми органами при воздействии лекарственных аллергенов. Подсвязочный ларингит Медикаментозный аллерген может вызвать аллергические явления в подсвязочном пространстве гортани, особенно у детей с наследственной предрасположенностью к аллергии. Возникают лающий кашель, сиплый голос, затруднение дыхания, часто одновременно с аллергическими реакциями на…

Аллергический альвеолит При ингаляции высокомолекулярных, большей частью органических лекарственных соединений (питуитрин, препараты гипофиза, производные нитрофурана, суксаметония) может развиться экзогенный аллергический альвеолит. Эта реакция (по типу феномена Артюса) может происходить в альвеолах одновременно с аллергической реакцией немедленного типа, т. е. приступом бронхиальной астмы, или изолированно. Лечение: устранение причинно-значимого аллергена, кортикостероидные препараты. Поражения слизистой оболочки полости рта,…

Лекарственная аллергия — аллергическая реакция на какое-либо лекарственное средство. Побочные явления лекарственной терапии можно разделить на связанные с фармакологическим действием лекарства, чаще зависящие от дозы, и не зависящие от дозы, связанные с иммунологическим ответом (аллергия или повышенная чувствительность) или с генетическими изменениями (идиосинкразия). Непереносимость (интолерантность) зависит от пониженного порога нормального фармакологического действия лекарственного препарата. Идиосинкразия…