29 апреля 2011

Синдром

Синдром представляет собой временный параметр развивающейся болезни. Синдром — это «узловая точка», выражающая качественные особенности прогрессирующего процесса на данном отрезке времени. Непрерывность и дискретность текущего патологического расстройства неотделимы.

Между отдельными симптомами также отсутствует жесткая непроходимая граница. Так, по мере развития шизофрении истинные галлюцинации превращаются в псевдогаллюцинации, явления навязчивости становятся все более автоматизированными (Д. С. Озерецковский).

Ритуалы постепенно утрачивают свое фобическое происхождение, превращаются в лишенные внутреннего содержания импульсивные стереотипные действия. Наблюдается превращение в бред некоторых форм навязчивости М. Friedmann).

Наплыв зрительных парейдолий при углублении делирия преобразуется в наплыв зрительных галлюцинаций. Острый фантастический бред вместе с утяжелением приступа психоза становится грезоподобным.

Но из этого не следует, что по мере развития процесса каждый может превращаться в любой другой. Видоизменение симптомов ограничено пределами того или иного расстроенного психического процесса.

Истинные вербальные галлюцинации могут стать псевдогаллюцинациями, но вербальными же, навязчивые движения — стереотипными автоматизированными движениями, навязчивые, овладевающие представления — бредом, зрительные парейдолий — зрительными галлюцинациями. Подобное видоизменение происходит внутри синдрома, вместе с его развитием, во время которого наряду с возникновением новых симптомов наступает превращение ранее существовавших.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





Каждая форма шизофрении может возникнуть в любом возрасте, что косвенно указывает на обособленность их патогенеза. Все приведенные особенности шизофрении, широко известные психиатрам, непосредственно вслед за выделением Кгаеpelin маниакальнодепрессивного психоза и раннего слабоумия создали непреодолимые препятствия в создании совершенной психиатрической нозологии. В результате стали обособляться в качестве отдельных нозологических единиц смешанные, атипичные, периодические, циклоидные, шизоаффективные психозы….

Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз представляют собой крайние полюсы поражения психической деятельности. Но между двумя крайними категориями всегда очень трудно установить какойто предел, провести границу (Brillouin). Действительно, при совместном изучении большого числа больных той и другой болезнью проведение такой границы становится невозможным. Во многих случаях, как уже говорилось, трудно решить, идет ли речь о шизофрении, протекающей…

Примером могут быть сенильноартерио-склеротические психозы, представляющие собой переходные формы двух самостоятельных болезней — старческого и артериосклеротического слабоумия. Между экзогенными (интоксикационными, инфекционными, травматическими, грубо органическими) психозами и эндогенными также отсутствуют четкие границы. Наряду с психозами с типичной для этой группы клинической картиной (делирий, аменция, сумеречное помрачение сознания, психоорганический синдром) постоянно наблюдаются больные с экзогенными по своему…

В случаях прогрессивного паралича и сифилиса мозга подобное развитие болезни было описано Bostroem. До настоящего времени неизвестно, обусловлены ли такого рода переходы особенностями действия вредности (по Specht, малая вредность вызывает эндогенный тип реакции, интенсивная — экзогенный) или конституциональногенетическими особенностями заболевшего. В данном случае важно констатировать наличие переходов между экзогенными и эндогенными психозами, существование наряду с…

Алкогольный галлюциноз, как и шизофренический, может наступать и в качестве эпизодов, и стать хроническим состоянием с переходом в течении обеих болезней в синдром Кандинского—Клерамбо. То же обнаруживается и при алкогольных паранойяльных расстройствах. Они, как при шизофрении, могут возникать и остро, и становиться хроническим состоянием (бред ревности пьяниц). Схожесть патокинеза экзогенных психозов и шизофрении протекающей в…