23 мая 2011

Результаты исследования восприятия зрительных стимулов

В Первой серии экспериментов для маскирования зрительного сигнала, предъявляемого для опознания, и для варьирования степени маскированности был использован методический прием расфокусирования зрительных изображений.

С помощью эпидиаскопа «ЭПИ252» на экран размером 1,5 X 1 м последовательно проецировали отдельные изображения содержательных объектов (люди, животные, предметы быта и т. п.). Каждое изображение сначала предъявляли предельно расфокусированным, а затем четкость его постепенно улучшали по специально градуированной (12 градаций) условной шкале.

Согласно инструкции, исследуемый должен был как можно раньше определить (назвать), что изображено на экране. После каждого изменения четкости изображения требовалось сказать, что видно теперь.

Регистрировались все высказывания исследуемого, его предположения, описание воспринимаемого. Порог правильного опознания обозначался тем делением условной шкалы, при котором исследуемый впервые правильно определял изображение.

Инструкция, в которой говорилось, что может быть предъявлено все что угодно, обусловливала большую неопределенность ожидания. Ряд авторов в теоретических расчетах исходит из того, что при таких условиях исследуемые оперируют «алфавитом» (набором фиксированных в прошлом опыте образов), состоящим приблизительно из 1000 равновероятных образовгипотез.

Однако экспериментальные данные показывают необоснованность этого и свидетельствуют, что здоровые люди опираются на систему неравновероятных гипотез, соответственно тому, что в жизни одни изображения встречаются гораздо чаще других.

В связи с нашим предположением о том, что процесс опознания у больных шизофренией изменяется вследствие уравнивания вероятностей актуализируемых (привлекаемых из прошлого опыта) гипотезобразов, мы использовали изображения, характеризующиеся разной степенью вероятности встречи в жизни. Часть из 19 предъявлявшихся изображений составляли стандартные, канонические изображения обычных, шаблонных положений и сочетаний предметов, другую часть — изображения объектов в необычных (но возможных), редко встречающихся положениях, ракурсах, сочетаниях.

В процессе эксперимента больные шизофренией, как и здоровые, на первых этапах предъявления изображений высказывали различные предположения, круг которых у больных был шире, чем у здоровых. По мере улучшения четкости изображения исследуемые выдвигали новые предположения в связи с тем, что прежние приходили в противоречие с дополнительно получаемой информацией. В этом отношении больные не отличались от здоровых.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…