23 мая 2011

Исследование процессов восприятия (Выделение фигуры из фона)

Способность больных шизофренией к выделению фигуры из фона, соотнесению части и целого, «завершению» неполных образов и т. п. — узловые вопросы этих работ. Сюда же примыкают исследования роли «реальности» и субъективных факторов при формировании образов у больных шизофренией (Draguns, Bocher, Cohen, Senf и Huston, Beynolds, Snyder и др.).

Исследования советских авторов, на которых не отразилось скольконибудь заметно влияние «структурной» психологии, выражают тенденцию к патофизиологическому анализу особенностей восприятия при шизофрении (В. Д. Азбукина, Е. И. Артюх, М. С. Лебединский, А. А. Мирельзон, Е. А. Попов, С. Ф. Семенов, 3. Г. Стрельцова и др.).

Результаты работ этого направления выявляют особенности таких функциональных характеристик анализаторов при шизофрении, как величина порогов, скорость восприятия, генерализация, дифференцировка и т. д.

Исследованию некоторых из этих параметров восприятия посвящен ряд работ и зарубежных авторов (Eysenick, Granger и Brengelmann; Ludwig, Wood и Downs; Sutton, Hakeren, Lubin и др.). Эти исследования, направленные на характеристику состояния анализаторной деятельности у больных шизофренией, мало опираются на изученные общей психологией данные о закономерностях протекания и структуры процессов восприятия.

Одна из линий исследования связана с активной разработкой проблемы константности восприятия. Исследования последних лет (Crookes, Leibowitz и Pischkin; Reynolds; Rausch; Sanders и Patch; Weckowicz и Blewett; Weckowicz, Hall и Sommer) выявили у больных шизофренией нарушение константности восприятия величины, формы и расстояния (глубины), заключающееся в ослаблении, понижении способности к константному восприятию.

Это одна из немногих линий исследования, где выявляются существенные отличия больных шизофренией от здоровых. Значение данного направления работ усиливается тем, что, как известно, в проблеме константности восприятия перекрещивается много важных характеристик процесса. Следствием этого, правда, оказывается большая пестрота в трактовках результатов.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…