29 июня 2011

Данные полученые в лаборатории Н. А. Лосевым

Очень важные данные были получены в нашей лаборатории Н. А. Лосевым (1976). В условиях острого эксперимента на кроликах популяцию нейронов коры больших полушарий «обучали» работать в определенном диапазоне частот. При нарушении заданного ритма автоматически включалось болевое раздражение передней лапы животного электрическим током. В 64 % случаев наблюдалось устойчивое повышение частоты разрядов нейронов через 6—10 мин при сопутствующем снижении числа болевых раздражений (эффект «обучения»).

После внутривенной инъекции 0,5—1 мг/кг ареколина этот эффект возникал уже через 1,5 мин и сохранялся в течение длительного времени. Это указывает на участие центральных мхолинергических систем головного мозга в процессах закрепления и хранения информации.

Следует подчеркнуть, что влияние мхолинергических веществ на эти процессы во многом определяется уровнем двигательной активности, чувствительностью животных к электротоку, возрастом, видом и линией подопытных животных, а также схемой подкрепления и качественной характеристикой подкрепляющих факторов [Houser V. P., 1976; Bignami G., 1976; Karczmar A. G., 1978].

Способность центральных мхолинолитиков вызывать нарушения памяти хорошо известна. Амнезия, обусловленная их применением, служит моделью для изучения эффективности препаратов, улучшающих память. Амнезирующее действие препаратов, избирательно блокирующих постсинаптические мембраны, чувствительные к мускарину, отчетливо выражено при предварительном их введении до обучения и не проявляется при введении после выработки навыка [Ильюченок Р. Ю., 1977]. Чем сложнее характер вырабатываемой условной реакции, тем легче она исчезает.

Характер и интенсивность действия центральных мхолинолитиков также зависят от схемы и характера подкрепляющих свойств стимулов, вида и возраста животных, дозы препарата и прочности выработанного навыка.

Для выяснения механизма амнезии, обусловленной действием этих веществ, необходимо определить момент нарушения формирования энграммы вырабатываемого навыка. Р. Ю. Ильюченок убедительно показал, что способность к обучению в этих случаях не нарушается. При обучении мышей на фоне действия скополамина навыку пассивного избегания удалось предотвратить утрату выработанного навыка с помощью инъекции галантамина сразу после завершения обучения. Эти факты позволили предположить, что скополамин и другие центральные мхолинолитики вызывают амнезию, изменяя процесс консолидации или воспроизведения закрепленного навыка.

Эта гипотеза подтверждена многими исследователями. Показано, что амнезирующее действие Мхолинолитических средств является максимальным при введении их через 0,5—2 ч с момента обучения (в условиях полной блокады центральных холинорецепторов) и значительно ослабевает с упрочением вырабатываемых навыков и условных рефлексов, т. е. с увеличением интервала времени между окончанием обучения и инъекцией вещества [Крылов С. С, 1972; Кругликов Р. И., 1976; Крауз В. А., 1976; Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978; Бородкин Ю. С. и Зайцев Ю. В., 1979; Anisman H., 1973; Petersen R. С, 1977, и др.].

Как правило, в этот период значительно сокращается максимальное время, необходимое для сохранения отсроченных реакций, нарушается кратковременное и долговременное хранение следа памяти [Селиванова А. Т., 1976; Фомичева Е. К., 1976]. Однако многие исследователи связывают легкость утраты выработанных навыков с нарушением воспроизведения, вызванным центральными мхолинолитиками.

Так, N. I. Wiener и соавт. (1973) отмечали нарушение долговременной памяти после микроинъекции в гиппокамп скополамина в опытах с пассивным избеганием у крыс.

Он отмечает значительное улучшение выполнения навыка пассивного избегания электротока при предварительном предъявлении безусловного раздражителя (удар электрического тока) за 23 ч до тестирования выработанного навыка на 7-й день после завершения обучения. Впоследствии эти данные были подтверждены в экспериментах Р. Ю. Ильюченка (1974) и Р. И. Кругликова (1975). В частности, они показали, что чем сильнее выражена амнезия при введении мхолинолитиков, тем слабее эффект «напоминания», и наоборот.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев





Возможно, однако, что усиление синтеза РНК и белка, вызванное адреномиметиками, не является специфическим феноменом, поскольку аналогичный эффект наблюдается при введении любых стимуляторов ЦНС (коразол, пикротоксин, стрихнин), которые, так же как и фенамин, ускоряют процесс консолидации вырабатываемого навыка. Возбуждение же адренорецептивной мембраны адреналином не оказывает влияния непосредственно на синтез РНК в нейронах [Вепринцев Б. Н., 1973]….

Апоморфин — классический агонист рецепторов, чувствительных к дофамину, подобно самому дофамину восстанавливал у крыс навык условного избегания, угашенный 6-оксидофамином. Галоперидол, аминазин и спироперидол (антагонисты дофамина), напротив, нарушали навыки, выработанные на аверсивные стимулы [Lenard L. G. et al., 1975; Gozzani J. L. et al., 1976; Izquierdo I. A. et al., 1976]. Исходя из этого, можно думать,…

Содержание 5-окситриптамина в мозге мышей, особенно в гиппокампе, резко возрастало тотчас же после электрошока, вызывающего амнезию выработанного навыка у подопытных животных [Essman W. В., 1974]. Напротив, любые воздействия, связанные со снижением уровня серотонина в мозге, особенно в структурах переднего мозга (разрушение ядер шва среднего мозга или медиального пучка конечного мозга, содержащего серотонинергические волокна, инъекция парахлорфенилаланина,…

Конвергенция на одном нейроне терминалей других нейронов, высвобождающих различные биогенные амины или аминокислоты, создает реальные возможности для взаимодействия нейромедиаторов на синаптическом уровне в масштабе не только одного нейрона в нейронной популяции, но и на уровне головного мозга в целом. Механизмы такого взаимодействия чрезвычайно разнообразны. В частности, взаимодействие ацетилхолин — дофамин или норадреналин — серотонин может…

Отдельные примеры взаимодействия различных нейромедиаторных систем свидетельствуют о том, что каждая из этих систем может включаться при торможении другой. Так, нарушение выработки условной реакции пассивного избегания после коагуляции норадренергических путей переднего мозга устранялось предварительным введением галантамина [Никифоров А. Ф. и др., 1979]. Угашение навыка пассивного избегания у мышей, вызванное апоморфином, устранялось галоперидолом, а данный эффект,…