1 июля 2011

Содержание 5-окситриптамина в мозге мышей

Содержание 5-окситриптамина в мозге мышей, особенно в гиппокампе, резко возрастало тотчас же после электрошока, вызывающего амнезию выработанного навыка у подопытных животных [Essman W. В., 1974].

Напротив, любые воздействия, связанные со снижением уровня серотонина в мозге, особенно в структурах переднего мозга (разрушение ядер шва среднего мозга или медиального пучка конечного мозга, содержащего серотонинергические волокна, инъекция парахлорфенилаланина, аметилттирозина и 5,7-диокситриптамина), способствуют более прочному закреплению навыков активного избегания электротока, зрительныхс дифференцировок и различных типов условного поведения [Талалаенко А. Н., 1973; Aprison M. H. et al., 1972; Breese G. R. et al, 1978, Beninger R. J. et al., 1979]. Этому противоречат лишь данные Р. Стайковой (1977), в экспериментах которой разрушение ядер шва среднего мозга у крыс сопровождалось утратой способности животных к обучению и сохранению двигательно-пищевых и условно-оборонительных рефлексов.

Сходный эффект наблюдается при блокаде рецепторов серотонина в головном мозге небольшими дозами диэтиламида D-лизергиновой кислоты (ЛСД) [Frontalli M. et al, 1976], который особенно значительно улучшает осуществление дифференцировочных типов поведения, в частности зрительного различения. В больших дозах это соединение, а также и метизергид значительно уменьшают время сохранения условного рефлекса на место получения пищи у собак [Крауз В. А., 1976], зрительных дифференцировок и спонтанного чередования побежек в У-образном лабиринте у крыс [Drew W. С. et al., 1973; Rech J., 1978].

Тормозящее действие ЛСД и его аналогов связано с растормаживанием (т. е. усилением количества ответов на неподкрепленный стимул), в основе которого лежат повышение уровня мотивации и изменение временных соотношений между стимулом и подкрепляющим фактором. Различные аналоги алкалоидов спорыньи, которые значительно уменьшают содержание серотонина в промежуточном и среднем мозге, улучшали кратковременную и долговременную память животных и устраняли амнезию, вызванную гипоксией [Boismare F. et al., 1978; Roberge S. et al., 1978].

Мнению о том, что серотонин играет важную роль в процессах фиксации (консолидации) информации, во многом способствовали появившиеся в последние годы данные о непосредственной связи обмена серотонина с процессами синтеза нуклеотидов и белка в нейронах [Essman W. В., 1974].

Действительно, введение серотонина в гиппокамп значительно тормозило синтез белка в коре больших полушарий, базальных ганглиях, промежуточном и среднем мозге мышей. Особенно значительное уменьшение включения 14С-лейцина в белки наблюдалось в синаптосомах. Аналогичный эффект отмечался при добавлении серотонина в концентрации 3Х10-7М к изолированным срезам коры мозга и лимбических структур.

Способностью изменять синтез белка обладает не только серотонин, но и вещества, влияющие на чувствительные к нему рецепторы. Так, было показано, что диэтиламид D-лизергиновой кислоты повышает ацетилирование гистонов и синтез РНК.

В больших дозах (10—100 мг/кг) это соединение вызывает обратимую дезагрегацию полирибосом и снижает синтез белка в изолированных полосках ткани мозга кролика [Holbrock J. et al., 1976]. Подобный эффект вызывали высокие дозы 5-окситриптофана и L-ДОФА. Их действие устранялось специфическими антагонистами, действующими в области рецепторов, чувствительных соответственно к серотонину и дофамину. Прямое введение ЛСД в ядра нейронов in vitro не изменяло синтез РНК.

Следовательно, можно предположить, что этот процесс начинается с взаимодействия нейромедиаторов с поверхностными или цитоплазматическими рецепторами. При этом следует учесть также, что чувствительность рецепторов серотонина значительно изменяется под влиянием пептидов и некоторых гормонов.

Так, нарушение кортикостероном реакции активного избегания у крыс довольно хорошо коррелирует с повышением уровня серотонина в гипоталамусе и среднем мозге. Напротив, предварительное снижение серотонина в головном мозге, вызванное парахлорфенилаланином, предотвращает амнезию, вызванную кортикостероном [Kovacs G. et al, 1976].

Модуляция поведенческих эффектов серотонина происходит и при участии ангиотензина, тиреотропного гормона и многих других пептидных гормонов, причем одни из них потенцируют (ангиотензин), а другие (АКЛТ) ослабляют центральные эффекты серотонина [Spirtes M. A. et al., 1975; Nahmod J. et al., 1976].

«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев





Возможно, однако, что усиление синтеза РНК и белка, вызванное адреномиметиками, не является специфическим феноменом, поскольку аналогичный эффект наблюдается при введении любых стимуляторов ЦНС (коразол, пикротоксин, стрихнин), которые, так же как и фенамин, ускоряют процесс консолидации вырабатываемого навыка. Возбуждение же адренорецептивной мембраны адреналином не оказывает влияния непосредственно на синтез РНК в нейронах [Вепринцев Б. Н., 1973]….

Апоморфин — классический агонист рецепторов, чувствительных к дофамину, подобно самому дофамину восстанавливал у крыс навык условного избегания, угашенный 6-оксидофамином. Галоперидол, аминазин и спироперидол (антагонисты дофамина), напротив, нарушали навыки, выработанные на аверсивные стимулы [Lenard L. G. et al., 1975; Gozzani J. L. et al., 1976; Izquierdo I. A. et al., 1976]. Исходя из этого, можно думать,…

Конвергенция на одном нейроне терминалей других нейронов, высвобождающих различные биогенные амины или аминокислоты, создает реальные возможности для взаимодействия нейромедиаторов на синаптическом уровне в масштабе не только одного нейрона в нейронной популяции, но и на уровне головного мозга в целом. Механизмы такого взаимодействия чрезвычайно разнообразны. В частности, взаимодействие ацетилхолин — дофамин или норадреналин — серотонин может…

Отдельные примеры взаимодействия различных нейромедиаторных систем свидетельствуют о том, что каждая из этих систем может включаться при торможении другой. Так, нарушение выработки условной реакции пассивного избегания после коагуляции норадренергических путей переднего мозга устранялось предварительным введением галантамина [Никифоров А. Ф. и др., 1979]. Угашение навыка пассивного избегания у мышей, вызванное апоморфином, устранялось галоперидолом, а данный эффект,…

Большой интерес представляют гипотезы, связывающие действие центральных мхолинолитиков с неассоциативными факторами. Установлено, что препараты этого ряда избирательно увеличивают количество ответов, не сопровождающихся подкреплением в ситуациях спонтанного чередования прохождения крысами лабиринта и получения пищевого вознаграждения в режиме постоянного количества ответов, ведущих к подкреплению [Plotnik et al., 1976; Milar К. S. et al, 1978]. D. M. Warburton…