Апоморфин
Апоморфин — классический агонист рецепторов, чувствительных к дофамину, подобно самому дофамину восстанавливал у крыс навык условного избегания, угашенный 6-оксидофамином. Галоперидол, аминазин и спироперидол (антагонисты дофамина), напротив, нарушали навыки, выработанные на аверсивные стимулы [Lenard L. G. et al., 1975; Gozzani J. L. et al., 1976; Izquierdo I. A. et al., 1976].
Исходя из этого, можно думать, что именно дофамин, а не норадреналин контролирует выработку и упрочение навыков с отрицательным подкреплением [Routtenberg A., 1976; Grossman S. Р., 1977].
Однако этому предположению противоречит ряд факторов. Так, антагонисты дофамина нарушают также способность к зрительному различению сигналов [Ranje Ch. et al., 1977], условный рефлекс на место получения пищи у собак [Крауз В. А., 1976] и долговременную память (вербальную) у людей [Трауготт Н. Н., 1973].
Если выяснение характера и степени участия катехоламинов в процессах обучения и памяти, несомненно, требует дальнейших экспериментов, то представления о роли серотонина в этих процессах кажутся более убедительными. Основанием для такого оптимизма служит наличие тесной связи между нейрохимическими и поведенческими эффектами на фоне действия 5-окситриптамина.
Действительно, введение непосредственно в мозг подопытных животных самого серотонина или его предшественника — 5-окситриптофана, а также веществ, повышающих уровень серотонина в мозге (ингибиторы моноаминоксидазы, хлоримипрамин, амитриптилин), приводит к нарушениям памяти у животных [Крауз В. А., 1975, 1976; Кругликов Р. И., 1976; Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978; Vabzelli L., 1973; Essman W. В., 1974]. В работах Е. А. Громовой и соавт. (1976, 1977) убедительно показано, что серотонин является необходимым медиатором для обучения и хранения навыков с эмоционально положительным подкреплением в отличие от норадреналина, который регулирует выработку навыков при использовании эмоционально отрицательных стимулов. Обусловленные действием серотонина, нарушения памяти на аверсивные стимулы связаны, по-видимому, с нарушением фиксации информации в головном мозге, поскольку введение серотонина до обучения не сказывается на выработке новых и воспроизведении ранее приобретенных навыков.
Прямым доказательством непосредственного влияния серотонина на процессы консолидации могут служить данные Н. Righter с соавт. (1975). Установлено, что амнезия, вызванная пребыванием крыс в атмосфере с повышенным содержанием СO2, сопровождается увеличением концентрации серотонина в гиппокампе при проверке навыка через 24 ч. Через 2 нед авторы уже не наблюдали различий в содержании серотонина у подопытных интактных животных.
«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев
Возможно, однако, что усиление синтеза РНК и белка, вызванное адреномиметиками, не является специфическим феноменом, поскольку аналогичный эффект наблюдается при введении любых стимуляторов ЦНС (коразол, пикротоксин, стрихнин), которые, так же как и фенамин, ускоряют процесс консолидации вырабатываемого навыка. Возбуждение же адренорецептивной мембраны адреналином не оказывает влияния непосредственно на синтез РНК в нейронах [Вепринцев Б. Н., 1973]….
Содержание 5-окситриптамина в мозге мышей, особенно в гиппокампе, резко возрастало тотчас же после электрошока, вызывающего амнезию выработанного навыка у подопытных животных [Essman W. В., 1974]. Напротив, любые воздействия, связанные со снижением уровня серотонина в мозге, особенно в структурах переднего мозга (разрушение ядер шва среднего мозга или медиального пучка конечного мозга, содержащего серотонинергические волокна, инъекция парахлорфенилаланина,…
Конвергенция на одном нейроне терминалей других нейронов, высвобождающих различные биогенные амины или аминокислоты, создает реальные возможности для взаимодействия нейромедиаторов на синаптическом уровне в масштабе не только одного нейрона в нейронной популяции, но и на уровне головного мозга в целом. Механизмы такого взаимодействия чрезвычайно разнообразны. В частности, взаимодействие ацетилхолин — дофамин или норадреналин — серотонин может…
Отдельные примеры взаимодействия различных нейромедиаторных систем свидетельствуют о том, что каждая из этих систем может включаться при торможении другой. Так, нарушение выработки условной реакции пассивного избегания после коагуляции норадренергических путей переднего мозга устранялось предварительным введением галантамина [Никифоров А. Ф. и др., 1979]. Угашение навыка пассивного избегания у мышей, вызванное апоморфином, устранялось галоперидолом, а данный эффект,…
Большой интерес представляют гипотезы, связывающие действие центральных мхолинолитиков с неассоциативными факторами. Установлено, что препараты этого ряда избирательно увеличивают количество ответов, не сопровождающихся подкреплением в ситуациях спонтанного чередования прохождения крысами лабиринта и получения пищевого вознаграждения в режиме постоянного количества ответов, ведущих к подкреплению [Plotnik et al., 1976; Milar К. S. et al, 1978]. D. M. Warburton…