Белковые профили поздних ts-мутантов вирусов полиомы и SV40
Белковые профили всех исследованных поздних ts-мутантов вирусов полиомы и SV40 неотличимы от белкового профиля соответствующих вирусов дикого типа.
Однако анализ пептидных карт показал, что некоторые варианты ts-мутантов отличаются друг от друга и от вируса дикого типа по одному — двум пептидам в главном вирионном белке VP1, тогда как различий между пептидами других мутантов и дикого типа не обнаружено (Friedmann, Eckhart, 1975).
При инфицировании клеток ранними ts-мутантами синтез капсидных белков отсутствовал, что обусловливалось неспособностью этих мутантов инициировать транскрипцию поздних генов вирусной ДНК, в то же время синтезировался белок с молекулярной массой 100 000. Этот белок отсутствует в незаряженных клетках и синтезируется при инфекции диким типом и поздними ts-мутантами.
Указанный белок является основным, если не единственным, ранним белком, он характеризуется малым периодом полужизни и преципитируется антисывороткой к Т-антигену.
Опухолевый Т-антиген и вирусспецифический опухолевый трансплантационный антиген (TSTA — turner specific transplantation antigen) являются вирусиндуцированными белками, не входящими в состав вирионов. Серологически Т-антиген отличается как от поверхностных антигенов плазматических мембран (включая и TSTA), так и от V-антигенов соответствующих вирусов. Т-антигены вирусов SV40 и PY также антигенно различны.
TSTA- и Т-антигены — это проявление ранней функции вирусного генома, т. е. эти белки синтезируются de novo до репликации вирусной ДНК. Они синтезируются как при продуктивной и абортивной инфекции, так и в клетках, трансформированных онковирусами.
Специфичность новых поверхностных, трансплантационных и Т-антигенов определяется индуцирующим их вирусом, а не видовой принадлежностью клеток, хотя имеются указания на участие в их синтезе и клеточного генома.
Иными словами, антисыворотки от хомяков-носителей опухолей SV40 реагируют только с Т-антигеном, индуцированным этим же вирусом в клетках мышей, обезьяны и человека, но не с Т-антигенами, которые индуцировались в клетках тех же видов животных вирусами полиомы и другими онковирусами.
Т-Антигены
Т-Антигены — продукты гена А мелких ДНК-содержащих онковирусов — представляют собой растворимые высокомолекулярные (приблизительно 70 000 — 86 000) кислые белки, отделимые от структурных компонентов клетки, не осаждающиеся при 60 000 — 105 000 g и инактивирующие при 56 °С.
Т-Антигены выявляются прямыми иммунологическими реакциями (реакцией связывания комплемента РСК и непрямой иммунофлюоресценцией) с сыворотками крови животных-опухоленосителей. Препараты Т-антигенов в чистом виде без примеси клеточных белков пока не (получены.
Эти антигены присутствуют в клетках в форме высокомолекулярного комплекса, состоящего, по-видимому, из нескольких субъединиц простых белков с разной молекулярной массой (20 000 — 86 000). В некоторых препаратах Т-антигена, например индуцированного вирусом SV40 в клетках мышей, было обнаружено наличие трех пиков, соответствующих молекулярной массе 700 000, 140 000 и 300 000. В опухолевых клетках хомяка Т-антиген обнаруживался в трех свободных формах с молекулярной массой 100000, 200000 и 400 000 (О. Б. Дризе и др., 1977). Предполагают, что эти формы соответствуют моно-, ди- и тетрамерам основного полипептида Т-антигена.
Все эти белки не изменяли активности в РСК после обработки ДНКазой или РНКазой, но инактивировались трипсином или нагреванием. Эфир полностью инактивировал Т-антигены полиомы и SV40 и лишь частично Т-антигены аденовирусов.
При хроматографии на сефадексе G-200 Т-антигена, обработанного РНКазой, установлено, что часть антигена является РНК-белковым комплексом, который имеет константу седиментации 18S и осаждается сульфатом аммония.
«Механизмы вирусного онкогенеза»,
А.И.Агеенко
Из пяти групп известных в настоящее время ДНК-содержащих вирусов только одна группа Parvo (мелкие с однонитевой молекулой ДНК и кубическим типом симметрии) не имеет представителей в семействе онковирусов. Важно отметить, что число онкогенных типов в каждой из четырех групп возрастает по мере исследования их потенциальной трансформирующей способности In vivo и in vitro. Результаты сероэпидемиологических исследований…
Установлено, что продуктивная инфекция и трансформация клеток под действием ДНК-содержащих онковирусов обычно взаимоисключают друг друга: клетки природного хозяина главным образом продуктивно инфицируются (пермиссивные клетки), в то время как клетки другого вида чаще трансформируются (непермиссивные клетки). Однако не всегда пермиссивность обусловливается «природной» клеточной системой, иногда онковирусы могут обладать довольно широким спектром цитопатогенного действия на клетки других…
Вирус Эпштейна — Барр (ВЭБ) систематически продуцируется клетками африканской лимфомы Беркитта в культуре и обнаруживается при электронно-микроскопическом исследовании. В небольшом проценте случаев ВЭБ синтезируют клетки лимфобластоидных линий. В некоторых клеточных линиях и биопсийном материале из лимфом Беркитта вирионы ВЭБ не определяются. По-видимому, синтез полных вирусных частиц начинается после эксплантации клеток лимфомы в культуру, что сопровождается…
В лимфобластных клетках, несущих геном ВЭБ, синтезируется не менее 4 групп белков, ассоциированных с вирусом: Ядерный антиген (ЭBNA), по-видимому, аналогичен Т-антигену папова- и аденовирусов. Он обнаруживается с помощью РСК. Однако в отличие от Т-антигена папова- и аденовирусов ЭБНА прочно связан с хроматином и не отделяется от хромосом в процессе митоза (Luka et al., 1977). Химическая…
В обширных сероэпидемиологических исследованиях установлено, что высокие титры антител к ВЭБ чаще всего выявляются при двух злокачественных новообразованиях человека — лимфоме Беркитта и НФК, для которых характерно особое географическое распространение. Лимфома Беркитта встречается преимущественно в определенных районах экваториальной Африки и Новой Гвинеи, а карцинома носоглотки — наиболее частая злокачественная опухоль населения в некоторых областях Южного…