29 апреля 2009

Подкорка

Подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению к этой слепой силе, тонко направляя и сдерживая ее».

Основу всей высшей нервной деятельности составляют электрохимические процессы. Под воздействием нервных импульсов (информативных сигналов, поступающих от органов чувств) в структуре клеток мозга (белки, нуклеиновые кислоты) наступают определенные изменения. Наиболее вероятный субстрат хранения информации — это РНК (перестройка последовательности нуклеидов) и специфические белки клеточных мембран.

Определенную роль в этих процессах играют различные медиаторы (их более 40), среди них — норадреналин, серотонин, ацетилхолин, а также синтезируемые мозгом небольшие белковые молекулы — нейропептиды. Они, как и некоторые гормоны (вазопрессин, АКТГ), стимулируют запоминание и обучение, повышают внимание и моторную активность, вызывают чувство голода, жажды, ощущение удовольствии и т. д. В эксперименте сходные формы поведения удается выработать, перенося специфические для того или другого навыка нейропептиды от донора к рецепиенту.

Вероятно, мышление и творчество обусловлены распространением нервных импульсов по определенным нейронным путям в мозге. Эти процессы в зависимости от их конкретной направленности могут захватывать разные группы нервных клеток. Например, такие виды нервно-психической деятельности как чтение лекции или ведение занятия обеспечиваются структурно-функциональной системой, в которую входят главным образом кора левого полушария большого мозга (лобная и височная доли), а также подкорковые узлы и ствол мозга и т. д.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:





Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…