29 апреля 2009

Подкорка

Подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению к этой слепой силе, тонко направляя и сдерживая ее».

Основу всей высшей нервной деятельности составляют электрохимические процессы. Под воздействием нервных импульсов (информативных сигналов, поступающих от органов чувств) в структуре клеток мозга (белки, нуклеиновые кислоты) наступают определенные изменения. Наиболее вероятный субстрат хранения информации — это РНК (перестройка последовательности нуклеидов) и специфические белки клеточных мембран.

Определенную роль в этих процессах играют различные медиаторы (их более 40), среди них — норадреналин, серотонин, ацетилхолин, а также синтезируемые мозгом небольшие белковые молекулы — нейропептиды. Они, как и некоторые гормоны (вазопрессин, АКТГ), стимулируют запоминание и обучение, повышают внимание и моторную активность, вызывают чувство голода, жажды, ощущение удовольствии и т. д. В эксперименте сходные формы поведения удается выработать, перенося специфические для того или другого навыка нейропептиды от донора к рецепиенту.

Вероятно, мышление и творчество обусловлены распространением нервных импульсов по определенным нейронным путям в мозге. Эти процессы в зависимости от их конкретной направленности могут захватывать разные группы нервных клеток. Например, такие виды нервно-психической деятельности как чтение лекции или ведение занятия обеспечиваются структурно-функциональной системой, в которую входят главным образом кора левого полушария большого мозга (лобная и височная доли), а также подкорковые узлы и ствол мозга и т. д.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:



Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…