Нарушение счета
Нарушение счета (сложение, вычитание, умножение, деление) выявляется чаще всего при очагах в теменной доле левого полушария большого мозга, где, по-видимому, сосредоточена разрядная структура числа. Поражение левой височной доли иногда приводит к избирательному нарушению устного счета при сохранении способности к сложению и вычитанию на бумаге.
Третий (самый высокий) уровень нервно-психических процессов связан с передними отделами мозга, прежде — всего лобными долями. Они обеспечивают программирование деятельности человека, принятие решений, регуляцию поведения и контроль за ним. Значение лобных долей особенно отчетливо выявляется при наблюдении за больными с нарушением их функции в результате какого-либо патологического процесса (опухоль, абсцесс и др.). Несмотря на сохранение зрения, слуха, речи, способности писать и читать, у них отмечаются выраженные расстройства внимания, памяти, критики, мышления и поведения. Больные лишены устойчивых намерений, легко отвлекаются и поэтому часто прекращают выполнение какой-либо инструкции. Появляется склонность к плоским шуткам. Нарушения внимания столь значительны, что больной, повторяя на словах инструкцию (например: 1 раз ударю карандашом — поднимите правую руку, 2 раза ударю карандашом — левую), не может выполнить ее в серии последовательных действий.
Для оценки уровня интеллекта применяют специальные психологические методики:
- сравнение понятий — просят объяснить сходство-различие попарно предлагаемых слов (например: море — озеро, троллейбус — лошадь, птица — рыба и т. д.); при этом обращают внимание на быстроту, полноту и точность характеристики;
- вычисление коэффициента интеллектуальности по ответам на стандартные вопросы (например: что Вам известно о Ч. Дарвине и дарвинизме? Когда жил Жан Жак Руссо?; Что Вы цените в людях?; Как Вы понимаете теорию относительности т. д.);
- тест Гилфорда на выявление творческих способностей — предлагают назвать все возможные варианты использования какого-либо предмета (сундука, топора, одеяла и др.).
Чем больше вариантов и среди них необычных предложит обследуемый, тем выше оценка его творческих возможностей.
Итак, вся нервно-психическая деятельность человека формируется на основе корково-подкорковых взаимоотношений при ведущей роли филогенетически новых структур. Наиболее точное определение было дано И. П. Павловым, который писал: «На фоне общей грубой деятельности, осуществляемой подкорковыми центрами, кора как бы вышивает узор тонких движений, обеспечивающих наиболее полное соотношение с жизненной обстановкой. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы.
«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов
Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…
Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…
Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…
Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…
Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…