1 февраля 2011

Критерий нерешенных вопросов химиотерапии

Как критерий нерешенных вопросов химиотерапии может быть использован и материал, характеризующий исходы заболевания и причины смерти больных при остром леченом лейкозе.

Уже в 1972 г. мы (Н. С. Кисляк, Л. А. Махонова, Т. Е. Ивановская, 1972) располагали такими данными по этому вопросу, когда складывалось впечатление, что часть детей с острыми лейкозами, находящихся в состоянии полной ремиссии, умирает не от лейкоза, а от других причин (в частности, инфекционных осложнений), связанных с интенсивным применением противолейкозных препаратов.

В последующем Т. Е. Ивановская и соавт. провели подробный анализ патологоанатомических данных, касающихся 142 случаев смерти детей с острыми лейкозами, которым в условиях нашей клиники применялись современные методы лечения. Выявилось, что в 68,3% случаев причиной смерти оставался лейкоз (рецидив заболевания), но у большого числа больных смерть наступила от вторичной инфекции (13,35%) или от осложнений применяемой терапии (11,98%).

Большую часть случаев смерти от инфекционного заболевания составил стафилококковый сепсис, чаще имеющий характер ареактивного, с микробными эмболами в органах, вокруг которых возникают некрозы со скудной клеточной реакцией или без нее.

Реже сепсис носил характер септикопиемии с гнойным менингитом, абсцессами в легких, почках, миокарде. Особое место среди инфекций заняла ветряная оспа, которая была столь генерализованного характера, что явилась причиной смерти.

В одном случае имел место милиарный туберкулез. Осложнения применяемой терапии были представлены лекарственным пульмонитом, печеночной недостаточностью, острой почечной недостаточностью, панмиелофтизом и недостаточностью надпочечников.

Таковы в целом итоги химиотерапии лейкозом за последние годы. На нее пока нельзя возлагать надежд в отношении эффективного воздействия на хронические лейкозы, но принципиальная возможность излечения больных с острыми лейкозами, особенно детей с ОЛЛ, приковывает к ней неослабное внимание.

В то же время и по своему влиянию на эту группу лейкозных заболеваний химиотерапия пока еще не дает полных гарантий у большинства больных.

В связи с этим настойчиво изыскиваются принципиально новые пути воздействия на лейкозный процесс, к которым, в частности, относятся методы иммунотерапии.

«Иммунология и иммунотерапия лейкоза»,
В.М.Бергольц, Н.С.Кисляк, В.С.Еремеев

Читайте далее:





Приведенные сравнительные результаты лечения детей, больных острым лейкозом, в периоде ремиссии заболевания свидетельствуют о более высокой эффективности сочетания иммунотерапии БЦЖ и химиотерапии по сравнению с изолированным лечением больных химиопрепаратами. Этот вывод подтверждает анализ исходов заболевания в двух сравниваемых группах детей. Из таблицы видно, что в группе получавших иммунотерапию живы 8 детей (32%), в группе получавших…

Результаты сравнения эффективности разных схем химиотерапии в сочетании с вакциной БЦЖ приведены в таблице. При сопоставлении средних показателей продолжительности жизни и ремиссии у больных, получавших иммунотерапию БЦЖ и 6-МП, с группой детей, получавших вакцину БЦЖ, 6-МП, МТ, ЦФ в циклическом чередовании препаратов, различия недостоверны. Однако различия результатов становятся достоверными при сравнении эффективности терапии в группах…

Эффективность лечения детей с ОЛЛ в периоде первой полной ремиссии вакциной БЦЖ зависела и от цитоморфологического варианта заболевания. Как видно из таблицы, средняя продолжительность первой ремиссии достоверно выше у больных с ОЛЛ I типа (р < 0,05). При сравнении средних результатов продолжительности жизни различия также достоверны (р < 0,05) и, очевидно, будут нарастать при дальнейшем…

Иммунотерапия вакциной БЦЖ начиналась в разное время: на 1 — 2-м (2 ребенка), 4 — 6-м (5) и 8 — 10-м (4) месяце ремиссии. Четыре ребенка получили по два курса лечения вакциной БЦЖ, 2 ребенка — по 3 курса иммунотерапии и один ребенок — 4 курса. Средняя продолжительность первой ремиссии составила 46,5 ± 1,7 мес,…

Приводим выписку из истории болезни ребенка, имеющего продолжительную первую ремиссию при применении иммунотерапии вакциной БЦЖ. Марина Г., 14 лет, больна ОЛЛ I типа с июля 1972 г. Из анамнеза известно, что ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом в первой половине, родился с массой тела 3200 г, ростом 52 см у молодых и здоровых родителей…