Гомеостаз
Учение о гомеостазе было заложено знаменитым французским естествоиспытателем К. Бернаром во второй половине XIX столетия. В 1878 г. он сформулировал гипотезу об относительном постоянстве внутренней среды у живых организмов.
Постоянство внутренней среды, по К. Бернару, является условием свободной жизни организма. В 1929 г, американский физиолог В. Кэннон показал, что способность организма поддерживать постоянство его внутренней среды является результатом относительной стабильности, устойчивости систем организма. В. Кэннону мы обязаны и термином «гомеостаз» (от лат. homoios-подобный, тот же самый, греч. stasis — постоянство). Постоянство внутренней среды организма (крови, тканевой жидкости) и устойчивость физиологических функций является результатом реализации гомеостатических механизмов.
Физико-химические и физиологические процессы поддержания гомеостаза на клеточном уровне направлены на устранение или существенное изменение возмущающих влияний внешней и внутренней среды.
Нарушение клеточного гомеостаза ведет к повреждению структурных элементов клетки, с последующей ее гибелью или перерождением (например, развитие раковой опухоли при воздействии ионизирующей радиации). Клеточный, тканевой, органный и другие формы гомеостаза координируются нейрогуморальными факторами, а также общим изменением уровня обменных процессов.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
Структурные и функциональные предпосылки развития организма Развитие организма включает в себя как постепенные количественные изменения (например, увеличение числа клеток в процессе роста и дифференцировки тканей), так и качественные скачки. Эти процессы находятся в диалектическом единстве, они немыслимы в отрыве друг от друга. В процессе возрастного развития морфологическое усложнение живых структур приводит к появлению качественно новых…
Потребности живого организма могут быть удовлетворены только в результате активного взаимодействия его с внешней средой. Благодаря этому взаимодействию живой организм растет, развивается, накапливает энергию в виде пластических веществ и богатых энергией химических соединений. Эта энергия расходуется на выполнение различных видов работы, свойственных живому организму: механической, химической, электрической, осмотической и др. Программа работы энергетической системы организма…
Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза. Так, структурная дифференцировка афферентной части нервной системы завершается у ребенка к 6 — 7 годам, тогда как эфферентная ее часть совершенствуется до наступления зрелого возраста. Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13 — 14 годам, а периферические его отделы…
Движение потоков энергии в организме определяется главным образом синтезом, накоплением свободной энергии в фосфорорганических соединениях типа АТФ и аккумулированием электрической энергии на мембранах митохондрий. Характер этих процессов в целом сходен у всех живых организмов, от анаэробных микробов до высших животных. Управление процессами жизнедеятельности в организме строится по принципу системной иерархичности: элементарные процессы жизнедеятельности подчинены сложным…
По данным Таннера, с 1880 по 1950 г. в Европе и США за каждое десятилетие рост 5 — 7-летних детей увеличивался на 1,5 см, а масса — на 0,5 кг. У 13 — 15-летних подростков это увеличение составляло соответственно 2,5 см и 2 кг. Увеличение размеров тела сопровождается соответствующими изменениями в размерах внутренних органов. Поперечник…