4 июня 2009

Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи

Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение.

В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения и путей исправления ошибки делает обучение индивидуализированным и более эффективным, чем при линейном способе расположения учебного материала. Возможен и третий путь программирования — комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения идет по линейной программе до тех пор, пока не возникает ошибка. Возникновение ошибки с учетом индивидуальных возможностей адаптации корректируется по методу разветвленного программирования.

Достижение успеха в решении двигательной задачи сопровождается положительными эмоциями. Неуспех вызывает тягостные, неприятные эмоции. Вот почему эмоционально окрашенные физические упражнения быстрее осваиваются и прочно закрепляются. Эмоции отрицательного характера вызывают значительное напряжение вегетативных компонентов навыка. В результате этого могут наблюдаться серьезные расстройства в деятельности внутренних органов, вегетативные неврозы.

Чрезмерное эмоциональное возбуждение может вызвать ухудшение выполнения сложнокоординированных движений. Поэтому при подготовке к соревнованиям в видах спорта, требующих проявления сложной координации (прыжки в воду, спортивная гимнастика), эмоциональная стимуляция нежелательна. В то же время предварительная постановка задач, повышение эмоционального тонуса спортсмена оказывают положительное влияние на проявление выносливости, максимальной силы и быстроты.

При составлении обучающей программы, а также при решении вопросов психологической подготовки спортсмена правильный учет эмоциональных факторов позволяет с меньшими издержками решать задачи формирования двигательного навыка и сохранения тонких двигательных дифференцировок в условиях соревнований.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения; в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного набора упражнений, ведущих к конечной цели — выработке стабилизированного навыка. В программированном обучении можно выделить следующие ведущие звенья: наличие обучающей программы; расчленение обучения на этапы (шаги); оперативный контроль и возможность изменения количественной и качественной стороны обучения, в зависимости от индивидуальных…

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….