Роль афферентного синтеза и акцептора действия в формировании двигательного навыка
Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением.
Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память) определяют качество, направление реакции; другие — обеспечивают запуск реакции (пусковые раздражители). Афферентный синтез играет решающую роль в формировании адекватных двигательных реакций на изменение внешней ситуации.
Модель, образ основных параметров результатов действия формируется еще до совершения самого действия, на основе предшествующего опыта, в результате афферентного синтеза. Обратная информация сличается с этими параметрами предвидения.
Комплекс опережающих возбуждений, являющихся результатом афферентного синтеза, соответствующий сигналам обратной афферентации от совершаемого движения, — физиологическое содержание акцептора действия. Он представляет собой широко разветвленный афферентный аппарат оценки сигналов о выполненном действии. Если система этих сигналов соответствует акцептору действия, он определяет форму двигательного ответа. При несовпадении результатов действия с акцептором возникает поиск новых, соответствующих программе движений.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков…
Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения; в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного набора упражнений, ведущих к конечной цели — выработке стабилизированного навыка. В программированном обучении можно выделить следующие ведущие звенья: наличие обучающей программы; расчленение обучения на этапы (шаги); оперативный контроль и возможность изменения количественной и качественной стороны обучения, в зависимости от индивидуальных…
Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение. В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения…
Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…
Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…