4 июня 2009

Навык — активная форма деятельности

Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков при разносторонней физической подготовке.

Осознание новых связей является необходимым условием формирования двигательных умений, т. е. двигательной деятельности, позволяющей рационально решать двигательные задачи, но не получившей черт автоматизма. Так, из имеющихся в арсенале хоккеиста двигательных автоматизмов при изменении игровой ситуации возникает совершенно новое, уже не автоматизированное действие, воспроизвести которое в последующий момент времени не всегда удается.

Выработка навыка — это не заучивание постоянной формулы движения, а лишь предпосылка дальнейшего совершенствования его координационных элементов. Стабилизация навыка должна находить свое проявление в способности решения двигательной задачи наиболее соответствующими ситуации способами. Такие возможности у человека реализуются благодаря тому, что между командными, пусковыми импульсами и выполняемыми движениями не существует однозначной зависимости. Иначе говоря, пусковой импульс только вероятностно предопределяет конечную форму движения.

Рассмотренные особенности формирования двигательного навыка не отрицают принципиальных основ рефлекторной природы произвольных движений. Это не более чем детальная ее разработка. Основные закономерности рефлекторной теории, заложенной И. М. Сеченовым, разработанной И. П. Павловым и его школой, не только не потеряли своей силы, но находят новое подтверждение в исследованиях взаимосвязи между центральными и исполнительными приборами при автоматизированных формах произвольных движений.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение. В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения…

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….