4 июня 2009

Двигательные автоматизмы

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными вегетативными или врожденными соматическими рефлексами.

Двигательный навык может быть отнесен к вторичным автоматизмам, так как на первых порах движения, составляющие основу навыка, осознаются. Появление автоматизма в выполнении отдельных движений или целостного двигательного акта является одним из существенных признаков двигательного навыка. Двигательный навык рассматривается как способ управления движениями и как произвольный двигательный акт, наиболее характерной чертой которого является автоматизм регуляторных влияний со стороны центральной нервной системы.

Степень осознания отдельных элементов и всего движения в целом изменяется по мере совершенствования навыка. В начале разучивания движения, вследствие обширной иррадиации возбуждения, действие осознается полностью. По существу, вся кора и ближайшие подкорковые центры принимают участие в анализе этого движения.

По мере совершенствования двигательного навыка сфера сознательного контроля за движениями сужается. Автоматизированная форма управления движениями осуществляется на фоновом уровне активности коры больших полушарий. Осознаваемость или неосознаваемость автоматизированного движения является процессом, функционально легко меняющимся в зависимости от изменения условий внешней среды. В осознании движений принимают участие корковые поля, которые обладают оптимальной возбудимостью. Следовательно, в каждый момент будет осознаваться какая-то часть движения, вызывающая оптимальное возбуждение.

Говоря об автоматизме и сознательном контроле в навыке, нельзя противопоставлять их. Целостная двигательная деятельность осознается. Однако степень сознательного контроля за автоматизированным движением различна и может произвольно изменяться. Высокая степень осознаваемости движения не исключает, а предполагает в определенных условиях выполнение отдельных его частей или движения в целом автоматизированно.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….

Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением. Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память)…

Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков…