4 июня 2009

Автоматизм

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач.

Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения автоматически воспроизведенные действия осознаются. Имеются данные, позволяющие говорить о том, что по мере автоматизации движений, корковый контроль заменяется регуляторными влияниями подкорковых центров.

Навык следует рассматривать как многокомпонентную систему, включающую афферентную, эфферентную, вегетативную и центральную части. В зависимости от вида деятельности роль отдельных компонентов изменяется. Например, для спортсмена-бегуна на длинные дистанции наиболее важен эфферентный и вегетативный компонент, для гимнаста или фехтовальщика — эфферентный и центральный. Выраженность речевого компонента навыка тем выше, чем сложнее является его центральная часть.

К настоящему времени внесены существенные дополнения в представления о пространственной ограниченности условно-рефлекторных связей, лежащих в основе формирования динамического двигательного стереотипа. Наличие большого числа исполнительных приборов, способных функционировать отдельно друг от друга, допускает выполнение одного и того же двигательного акта различными способами. Выполнение одних и тех же упражнений у разных лиц производится при разной степени участия исполнительных приборов. Подобная картина наблюдается и у одного и того же человека, повторяющего автоматизированное движение.

Под влиянием афферентных раздражителей постоянно изменяется как центральный, так и исполнительный компонент навыка. Во внешне стандартных движениях функциональная структура двигательных навыков в каждый момент времени различна. Даже в заученном автоматизированном акте ходьбы отдельные шаги не являются точной копией друг друга. Форма движения не остается стандартной. Различия в характере двигательного ответа связаны прежде всего с вариативностью участия отдельных нервных приборов в управлении внешне одинаковыми движениями.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….

Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением. Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память)…

Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков…