4 июня 2009

Автоматизм

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач.

Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения автоматически воспроизведенные действия осознаются. Имеются данные, позволяющие говорить о том, что по мере автоматизации движений, корковый контроль заменяется регуляторными влияниями подкорковых центров.

Навык следует рассматривать как многокомпонентную систему, включающую афферентную, эфферентную, вегетативную и центральную части. В зависимости от вида деятельности роль отдельных компонентов изменяется. Например, для спортсмена-бегуна на длинные дистанции наиболее важен эфферентный и вегетативный компонент, для гимнаста или фехтовальщика — эфферентный и центральный. Выраженность речевого компонента навыка тем выше, чем сложнее является его центральная часть.

К настоящему времени внесены существенные дополнения в представления о пространственной ограниченности условно-рефлекторных связей, лежащих в основе формирования динамического двигательного стереотипа. Наличие большого числа исполнительных приборов, способных функционировать отдельно друг от друга, допускает выполнение одного и того же двигательного акта различными способами. Выполнение одних и тех же упражнений у разных лиц производится при разной степени участия исполнительных приборов. Подобная картина наблюдается и у одного и того же человека, повторяющего автоматизированное движение.

Под влиянием афферентных раздражителей постоянно изменяется как центральный, так и исполнительный компонент навыка. Во внешне стандартных движениях функциональная структура двигательных навыков в каждый момент времени различна. Даже в заученном автоматизированном акте ходьбы отдельные шаги не являются точной копией друг друга. Форма движения не остается стандартной. Различия в характере двигательного ответа связаны прежде всего с вариативностью участия отдельных нервных приборов в управлении внешне одинаковыми движениями.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение. В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения…

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….

Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением. Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память)…