4 июня 2009

Фазы формирования двигательного навыка

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не что иное, как освоенное умение решать тот или иной вид двигательных задач.

Выделенные А. Н. Крестовниковым фазы формирования двигательного навыка — объединение отдельных частей в целостное действие, устранение «лишних» движений и, наконец, совершенствование навыка — носят условный характер. В принципе любой вид человеческой деятельности осуществляется через создание целостного действия, его закрепление и последующее совершенствование.

В соответствии с представлениями Н. В. Зимкина, первая стадия двигательного навыка характеризуется иррадиацией нервного процесса с генерализованным внешним ответом. Вторая фаза связана с концентрацией возбуждения, с улучшением координации и формированием стереотипных движений. Третья стадия завершает формирование автоматизма и стабилизацию двигательных актов.

Элемент условности в подобном подходе связан прежде всего с выделением в самостоятельные фазы характера протекания нервного процесса.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением. Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память)…

Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков…

Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения; в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного набора упражнений, ведущих к конечной цели — выработке стабилизированного навыка. В программированном обучении можно выделить следующие ведущие звенья: наличие обучающей программы; расчленение обучения на этапы (шаги); оперативный контроль и возможность изменения количественной и качественной стороны обучения, в зависимости от индивидуальных…

Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение. В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения…

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…