13 января 2012

Восстановление слуха

По мере улучшения состояния больного и стихания проявлений основной болезни слух может улучшиться и даже, с точки зрения социальной, восстановиться. Вестибулярные расстройства стихают и исчезают. Иногда же кохлеарная и вестибулярная гипорефлексия, выраженная в большей или меньшей степени, остается стойкой. В таких наблюдениях в последующем у больных определяется односторонняя или двусторонняя тугоухость, сниженная или отсутствующая возбудимость вестибулярного аппарата в калорических пробах.

При проведении дифференциальной патогенетической диагностики острых кохлеовестибулярных расстройств важно анализировать не только результаты исследования функционального состояния рецепторных образований перепончатого лабиринта, но и учитывать причинный фактор их появления. Разумеется, это сделать не всегда легко, а иногда просто невозможно.

Тем не менее при инфекционных, аллергических, гнойно-воспалительных заболеваниях, сепсисе, гемолитических шоках, отравлениях и осложненных родах, при которых в патогенезе развития патологического процесса существенную роль играет ТГС, нельзя исключить связь острого кохлео-вестибулярного криза с блокадой микроциркуляции и тромбогеморрагиями во внутреннем ухе и других анатомических образованиях слухового и вестибулярного анализаторов.

Иное предположение следует строить в тех случаях, когда внезапные потеря слуха и появление вестибулярных расстройств совпадает с подъемом артериального давления у больных с артериальной гипертензией и атеросклерозом, почечной гипертонией, возникновением стрессовых ситуаций и т. п., при которых более вероятны спазм сосудов и их разрывы с истечением крови во внутреннее ухо.

Внезапное ухудшение слуха, ощущение шума, тяжести и распирания в больном ухе и тягостные проявления вестибулярной дисфункции характерны и для болезни Меньера.

Однако отдифференцировать перечисленные проявления болезни, связанной с гидропсом перепончатого лабиринта, от таковых, но обусловленных изменениями во внутреннем ухе и заключающихся в спазме его сосудов, блокаде микроциркуляции и кровоизлиянии в нем, при тщательном анализе анамнестических и аудиологических данных в большинстве случаев нетрудно. Этому помогает повторяемость приступов, обнаружение признаков кохлеарной и вестибулярной гипорефлексии, но отличающихся некоторыми особенностями, свойственными только для болезни Меньера.

К ним следует причислить симптом «флюктуирующей тугоухости», повышение порогов восприятия звуков по костной и воздушной проводимости, но с наличием костно-воздушной разницы, положительные результаты исследования феномена ускоренного нарастания громкости, значительное уменьшение звукового поля, латерализацию ультразвука в больное ухо при таковой в сторону здорового в опыте Вебера, проводимого с помощью камертонов и тонального аудиометра, констатацию гидропса по динамике вестибулярных проявлений и состоянию слуха на фоне глицериновой и других дегидратационных проб.


«Кровотечения и тромбозы при оториноларингологических заболеваниях»,
Г.А.Фейгин, Б.И.Кузник