7 мая 2009

Двигательные качества (гибкость)

Гибкость — неотъемлемое качество артистов балета является свойством опорно-двигательного аппарата. Воспитанники хореографических училищ обладают большой природной гибкостью, увеличенной за счет повседневной балетной тренировки. Но и среди них есть такие, гибкость которых надо развивать. Развитие гибкости происходит в основном за счет упражнений на растягивания. Они увеличивают подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата.

Артисту балета для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, так как именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Гибкость зависит от подвижности отдельных суставов и от подвижности их по отношению друг к другу, от перераспределения тонуса мышц и соотношения в работе мышц.

Размах движения в любом суставе зависит от его строения и от формы, строения и расположения суставной сумки. Так, широкая тонкая сумка не мешает движениям в плечевом суставе, сумка тазобедренного сустава очень прочна и плотно обхватывет сустав, уменьшая размах движений. На гибкость суставов влияет расположение и растяжимость связок, сухожилий и мышц, окружающих сустав. Например, короткие мышцы могут препятствовать выполнению сгибания и разгибания на  180°. Это пассивная   недостаточность: особенности строения мышц не разрешают использовать подвижность сустава.

Для устранения пассивной недостаточности используют активные упражнения на растяжение (сам человек их выполняет) и пассивные упражнения у палки, увеличивающие эластичность связок и сухожилий. Нередко невозможно использовать подвижность сустава из-за малой силы мышц — это активная недостаточность. Следовательно, увеличение силы мышц помогает развивать гибкость суставов.

Развитие силы мышц необходимо не только для устранения активной недостаточности, но и для того, чтобы избежать ослабления суставов вследствие их большой гибкости. Встречающееся (особенно у девочек) переразгибание локтевых и коленных суставов происходит из-за их ослабления в малой силы мышц.

Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Амплитуда движений берется большая, но не вызывающая болевых ощущений, количество повторений такое, при котором можно сохранить данный размах движений. При частом выполнении этих специальных упражнений гибкость увеличивается быстро. Специальные исследования показали, что ежедневные занятия дают лучший результат, чем занятия через день. Наилучший результат наблюдается при выполнении растяжек дважды в день (при общем одинаковом числе тренировок).

Гибкость зависит и от растяжимости мышц. Как и все упругие тела, мышцы обладают значительной растяжимостью, а после прекращения действия растягивающей силы  мышца восстанавливает свою первоначальную длину. Особенностью мышц является непостоянство их растяжимости: в отличие от других упругих тел растяжимость их может изменяться (увеличиваться). На этом основана тренировка растяжимости мышц.

В результате упражнений на растяжения создается период повышенной растяжимости мышц, но длится он примерно 10 минут. Поэтому для выработки хорошей растяжимости необходимы ежедневные тренировки в течение длительного времени. «Разогретые» мышцы растяжимы в большей степени, чем «холодные». Значит, упражнения на растяжку целесообразны только в конце занятия.
 
Влияет на гибкость и сила мышц-антагонистов. У более сильных людей гибкость суставов большая именно из-за того, что сильные мышцы лучше растягивают свои антагонисты. Силовые упражнения тоже можно использовать для развития гибкости, потому что при сокращении каждая группа мышц рефлекторно расслабляет и растягивает свои антагонисты.

Гибкость  вырабатывают в течение долгого  времени упорными тренировками. Ее легче сохранить, чем выработать. С возрастом подвижность в суставах уменьшается, сопротивление мышц растягиванию увеличивается, т.е. гибкость снижается. Хореографическая тренировка во время учебы и работы в театре поддерживает гибкость на нужном уровне. Это позволяет в период расцвета способностей и двигательных качеств почти не заниматься специальными упражнениями. Но ко времени возрастного уменьшения гибкости следует вновь усиленно тренироваться, чтобы не снизить технику движений.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…