8 мая 2009

Физиологические состояния организма (предстартовые состояния)

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов заключается в активной двигательной деятельности. Она состоит из учебных тренировочных занятий и показа достижений. У учащихся  хореографических  училищ и артистов балета  это ежедневные занятия в классе, контрольные уроки, репетиции, просмотры, экзамены и спектакли, а у спортсменов — тренировки и соревнования. Следовательно, возможно  распространение  учения  об  особых  состояниях организма при активной спортивной деятельности и на двигательную деятельность артистов балета.

Предстартовые состояния

За некоторое время до начала спектакля, репетиции, перед уроком возникают предстартовые состояния. В нервной системе в это время изменяется возбудимость нейронов, подвижность и сила нервных процессов. Изменения затрагивают и внутренние органы: меняется возбудимость скелетных мышц, легочная вентиляция. Обмен веществ повышается, увеличивается образование тепловой энергии и т. д.

Физиологическая сущность предстартовых  состояний заключается в изменении функций центральной нервной системы, влекущих за собой изменение функций двигательного аппарата и внутренних органов. Биологический смысл этих изменений состоит в подготовке организма к предстоящей  деятельности, повышении его работоспособности.

Предстартовые состояния — это эмоции (переживания), проявляющиеся при ожидании усиленной двигательной деятельности. Они образуются так же, как условные рефлексы. На предстартовые состояния влияет окружающая обстановка, физиологическое состояние организма, уровень развития двигательных навыков, тип нервной системы, волевые качества танцовщика. В том случае, когда все обстоятельства, влияющие на предстартовые эмоции благоприятны, создается «боевая готовность». Она повышает работоспособность.

Нередко возникает состояние излишней возбужденности — «предстартовая лихорадка». В таких случаях в центральной нервной системе возбуждение преобладает над тормозными процессами. Это отрицательно сказывается на работоспособности и точности выполнения движений, так как излишнее возбуждение в центральной нервной системе резко ухудшает дифференцировки. Если же в центральной нервной системе преобладает торможение, то возникает состояние «предстартовой апатии» (вялость). Как правило, это наблюдается у малоподготовленных, нетвердо знающих движения или же в случае долгого ожидания выступления. Состояние «предстартовой апатии» в подавляющем большинстве случаев приводит к резкому снижению работоспособности и результатов.

Однако отрицательно влияющие предстартовые состояния можно преодолеть. Артист балета должен уметь владеть собой и сознательно создавать настроение, помогающее управлять предстартовыми реакциями.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Общеизвестно, что занятия спортом улучшают, развивают строение и функции опорно-двигательного аппарата. Хореографическая повседневная тренировка — это разнообразная двигательная деятельность. В этом ее сходство с тренировкой спортивной. Занятия хореографией увеличивают  объем  и  силу мышц,  улучшают их сократительные свойства, эластичность, растяжимость и т. д. Но спортивная и хореографическая тренировка развивает не только мышцы. Деятельность мышц рефлекторна. Постоянное образование новых условных…