Двигательные качества (сила)
Выполнение отдельных балетных движений и сам танец требуют определенной силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Без их развития невозможно совершенствование техники и качества движений. Сила, быстрота, выносливость и ловкость называются двигательными качествами. Гибкость же двигательным качеством не является, так как обусловлена в основном анатомическими особенностями суставов и связок, а не физиологическими процессами, связанными с выполнением движений.
На развитие двигательных качеств влияют прежде всего регулирующая функция центральной нервной системы и изменения в физиологических процессах, возникающие в ходе постоянной физической и хореографической тренировки. Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости и т. д.
Сила — это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Она требуется при любой двигательной деятельности. Необходима она и танцовщику. Сила проявляется в динамических и статических усилиях (любое танцевальное движение происходит за счет динамических усилий. Длительное сохранение позы — статическое усилие). Но она проявляется не только сама по себе. Сила сочетается с другими двигательными качествами, например со скоростью. Поэтому различают собственно силовые, скоростно-силовые и иные динамические усилия. Они проявляются при любой двигательной деятельности, но в разной степени.
Сила мышц зависит от их физиологического поперечника. Последний увеличивается под влиянием постоянной физической тренировки за счет утолщения мышечных волокон. На мышечную силу влияют сократительные свойства мышц, зависящие от сократительных белков, количество которых от тренировки возрастает. Кроме того, сила зависит от скорости сокращения мышц, числа мышц, развивающих усилие, и от напряжения мышц-антагонистов.
При любом нарастании ускорения сила мышц увеличивается за счет скорости, а при поднятии тяжести — за счет напряжения. Необходимо развивать силу всех групп мышц, иначе слабые мышцы не смогут противодействовать своим антагонистам. Хореографическая тренировка, как и любая физическая тренировка, развивает силу многих групп мышц. В спорте существуют специальные упражнения для развития силы — это упражнения с отягощениями. В балете им аналогичны все движения, при которых преодолевается тяжесть тела и его частей, а также движения положения, когда надо преодолевать механические силы — удерживать равновесие.
Любые упражнения с большой скоростью движении и множественные повторения движений тоже увеличивают силу мышц, однако большая скорость и многократные повторения быстро вызывают утомление и поэтому тренируют не столько силу, сколько другое двигательное качество — выносливость. А силу как таковую развивают упражнения с умеренной скоростью и средним числом повторений. Упражнения на развитие силы надо чередовать с упражнениями на расслабление мышц и развитие гибкости, потому что они являются отдыхом от силовых упражнений.
Сохранение выворотности, ее развитие, удержание равновесия, прыжки требуют значительного напряжения мышц тела. Поэтому необходимо обращать серьезное внимание на развитие силы мышц. Особенно важно это для статических нагрузок. Сила мышц хорошо поддается тренировке и становится наибольшей к 20—25 годам. Если тренировка продолжается, то она сохраняется приблизительно на одном уровне до 30-летнего возраста, после чего при отсутствии специальной тренировки уменьшается.
«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова
Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…
Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…
Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…
Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление. Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…
По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление, и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…