30 апреля 2009

Значение положения таза

Для постановки корпуса артиста балета очень важную роль играет положение таза. Таз связан с позвоночником. Поэтому от его положения зависят изгибы позвоночника. Например, чем больше таз наклонён вперёд, тем глубже поясничный лордоз.

При высоком поднятии рук происходит изменение положения лопатки и ключицы. При этом суставная впадина лопатки поднимается кверху, а вместе с ней и плечевая кость. Это движение осуществляется с помощью трапециевидной, дельтовидной и надостной мышц.
 
Обычно таз наклонен слегка вперёд. Для правильной постановки корпуса и осанки артисту балета необходимо держать таз не  слишком наклоненным ни вперед ни назад — в переднем положении. Сильный наклон таза назад выпрямляет все изгибы позвоночника. Поэтому спина становится плоской уменьшается гибкость позвоночника, особенно в поясничном отделе, ухудшаются его рессорные свойства.

Мышцы спины в этом случае быстро утомляются а поддержание равновесия тела требует огромной затраты сил. Сложные движения, положения и позы (attitudes arabesques) выполняются с большим трудом. Сильный наклон таза вперед, увеличивая поясничный лордоз, увеличивает и кривизну остальных изгибов позвоночника. Поэтому грудная клетка выпирает вперед и вверх, дыхание затрудняется. Увеличивается нагрузка на крестцовоподвздошные соединения.

Внешним проявлением неправильного держания таза является ненормальное (для балета) положение ягодиц, выпячивание живота и груди. Неправильное держание таза приводит к нарушению положения корпуса, а следовательно, и равновесия тела.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…