28 апреля 2009

Движения головы и шеи

Голова и шея могут совершать сгибание (наклон вперед), разгибание (наклон назад), отведение и приведение (наклоны влево и вправо), вращение (повороты влево и вправо). Голова движется либо вместе с шеей, либо самостоятельно. Это происходит потому, что шейный отдел позвоночника обладает большой гибкостью, а между I и II шейным позвонком могут происходить самостоятельные движения.

Большая подвижность шейного отдела позвоночника объясняется его расчлененностью: при высоте около 13 см он содержит 7 некрупных позвонков и 6 высоких межпозвокочных дисков. Между I шейным позвонком и затылочной костью происходят  приведение—отведение и сгибание—разгибание головы, между I и II шейные позвонком — повороты головы вправо и влево.

Совместная работа этих суставов обеспечивает движение головы вокруг трех осей. Таким образом, совместные движения головы и шеи совершаются по отношению к туловищу, а самостоятельные движения головы — по отношению к шее. Эти сочетания движений головы и шеи придают выразительность поворотам головы.

Движения головы в балете

Разнообразие природных движений головы и шеи использовано в хореографии. Кроме основной канонической постановки головы в положениях croisee, efface, ecarte и позах attitudes, arabesques, в балете существуют повороты, наклоны, повороты с наклонами и переводы головы. Например, производится прямой поворот головы с наклоном вперед («подглядывание») или с наклоном к плечу и т. д.
 
Как известно, изменение положения головы вызывает раздражение рецепторов шеи, глаз и вестибулярного аппарата. Это приводит к возникновению выпрямительных и других топических рефлексов. Поэтому правильные положения и движения головы в хореографии имеют очень большое значение для сохранения равновесия в танце, постановки корпуса и вращения тела.

Неправильное держание головы изменяет постановку корпуса: сгибание или разгибание головы рефлекторно вызывает сгибание и разгибание позвоночника, что приводит к нарушению равновесия. Постоянное неправильное держание головы наклоненной вперед приводит к ослаблению мышц-разгибателей позвоночника, вследствие чего развивается сутулость. При этом изменяются естественные изгибы позвоночника и возникает чрезмерный кифоз в верхней части грудного отдела.

Своевременное сгибание и разгибание головы имеет значение для длительности удержания поз и положений, при которых туловище наклонено. Если туловище согнуто, а голова преждевременно разгибается, то последует выпрямление туловища. Если при такой позе голову согнуть, то произойдет падение вперед. Когда поза требует разгибания туловища, то сгибание головы преждевременно выпрямит тело, а разгибание приведет к падению назад.

Повороты головы сказываются и на вращении тела во время туров. При вращении тела вокруг продольной оси необходим строго прямой поворот головы, так как даже незначительльное ее отклонение вызывает нарушение равновесия. Требование, чтобы голова  последней пришла в движение, но первой  вернулась на место, имеет и эстетическое и физиологическое значение: взгляд остаётся устремленным на зрителя и сохраняется зрительный ориентир — «точка». Положения и движения головы и шеи зависят от положения и движений позвоночника.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Читайте далее:





Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…