24 мая 2011

Первая серия экспериментов

Первая серия проводилась с использованием задач на сравнение предметов. Разработанный нами вариант методики требовал производить сравнение 12 пар предметов, подобранных так, что среди них были как легкосравнимые, однородные предметы, так и весьма далекие друг от друга, разнородные.

Пары предметов предъявлялись испытуемым с инструкцией:

«Скажите, что общего у этих предметов и чем они различаются» в следующей последовательности:

  1. медь — золото;
  2. воробей — соловей;
  3. автобус — трамвай;
  4. мышь — кошка;
  5. солнце — земля;
  6. груша — огурец;
  7. скрипка — барабан;
  8. тарелка — лодка;
  9. ботинок — карандаш;
  10. глобус — бабочка;
  11. плащ — ночь;
  12. часы — река.

Инструкция предоставляла полную свободу выбора основания для сравнения и не ограничивала испытуемых в количестве исцользуемых свойств.

По данной методике было исследовано 50 больных шизофренией и 50 здоровых лиц. При сравнении результатов исследования обращает на себя внимание, что больные находят гораздо больше возможностей, чем здоровые, для сравнения (обобщения и различения) предметов. Если здоровые довольно быстро заявляют, что не могут больше сравнивать данную пару предметов (а в случаях разнородных предметов часто сразу отказываются обобщать их), то больные с большей легкостью осуществляют сравнение. Предлагаемые ими при этом обобщения производят впечатление «странных», «неадекватных». Приведем несколько примеров.

Автобус — трамвай — «имеют разные остановки», «имеют окна».

Мышь — кошка — «поддаются дрессировке», «видят в темноте», «используются в научных целях».

Тарелка — лодка — «не пропускают жидкостей», «могут разбиться», «несъедобные».

Ботинок — карандаш — «оставляют следы», «издают звуки».

Глобус — бабочка —«могут вертеться на одном месте», «симметричные».

Плащ — ночь — «появляются в отсутствие солнца», «скрывают очертание фигуры».

Часы — река — «видоизменяются человеком», «идут по замкну тому кругу», «связаны с бесконечностью».

Если все здоровые испытуемые находят 263 разных способа для сравнения (обобщения и различения) предлагаемых предметов, то у больных это количество возрастает в 2 с лишним раза (556).

Анализ показывает, что это число увеличивается не за счет усиления тенденции к конкретноситуационным связям. Больные осуществляют обобщения на основе нахождения у сравниваемых предметов одинакового свойства, объективно присущего им.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…

Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…