4 июля 2011

Миндалевидное тело

Миндалевидное тело, по представлениям последних лет, имеет непосредственное отношение к восприятию, активному отбору и обработке поступающей информации. Поэтому не случайно, что во многих работах с электрическим раздражением или разрушением этого образования была показана его важная роль в функции памяти и в интеграции пищевого и оборонительного поведения. В частности, повреждение или разрушение миндалевидного тела практически всегда сопровождается нарушением обучения и кратковременной памяти.

Например, по данным А. Е. Королевой (1979), разрушение центрального и медиального ядер миндалевидного тела способствует резкому нарушению кратковременной памяти у собак. Полное разрушение заднемедиальной части этой структуры с одновременным повреждением базолатеральной ее части или вообще полное разрушение миндалевидного тела приводит не только к нарушениям кратковременной памяти, но и к значительному изменению общего поведения животного.

Автор полагает, что нарушения кратковременной памяти в этих случаях обусловлены не только снижением уровня следового возбуждения, но и расстройством эмоциональномотивационных механизмов, в реализации которых миндалевидное тело, так же как и гипоталамус, играет существенную роль.

По мнению Р. Ю. Ильюченка (1974), выключение миндалевидного тела отражается на системе воспроизведения, формирующейся одновременно с энграммой.

Однако имеются и другие данные. Так, М. Л. Пигарева (1974) не наблюдала заметных различий в скорости выработки пищевых и оборонительных условных рефлексов у интактных крыс и крыс с полностью разрушенным миндалевидным телом. Но необходимо отметить, что у таких животных исчезла способность к переключению с одного рефлекса на другой, что связывается автором с нарушением баланса различных мотивационно-эмоциональных систем и важной ролью миндалевидного тела в процессах формирования условно-рефлекторного переключения. Интересно, что отсутствие миндалевидного тела полностью компенсируется при его разрушении в раннем возрасте, если в последующем животных содержали в обычных условиях [Erlancher F., 1979].

Электрическое раздражение миндалевидного тела снижает способность крыс к обучению пищедобывательным реакциям. Результаты наших опытов [Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1974; Крауз В. А., 1975] показали, что слабая стимуляция электрическим током дорсомедиальной части миндалевидного тела способствует улучшению кратковременной памяти у собак с исходно низким уровнем запоминания и не изменяет максимального времени отсроченных реакций у животных с высоким исходным объемом кратковременной памяти.

Сильное раздражение в большинстве случаев приводило к резкому ухудшению кратковременной памяти. Уменьшение времени сохранения отсроченных реакций наблюдалось и при минимальной пороговой стимуляции базолатеральной части миндалевидного тела у всех подопытных собак, независимо от их природной способности к обучению.

Подпороговое и минимальное пороговое раздражение дорсомедиальной области данной структуры практически не влияло на прочно выработанные условные ситуационные рефлексы, т. е. на долговременную память, в то время как стимуляция базолатеральной области вызывала нарушения долговременной памяти.

«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:





Ретикулярная формация является одной из важнейших интегративных структур ЦНС, принимающих участие в осуществлении ее различных функций, в том числе и памяти. Контролируя деятельность ряда мозговых образований и определяя в значительной степени уровень бодрствования и внимания, она тем самым обеспечивает необходимые условия для формирования энграммы и особенно для процесса консолидации ее. Так, адекватная стимуляция ретикулярной формации…

Вопрос о функциональном значении мамиллярных тел является не решенным. Существует ряд предположений, согласно которым мамиллярные тела участвуют в регуляции сна, бодрствования и эмоционального состояния, а следовательно, и функции памяти. Некоторые авторы связывают функцию этих образований с механизмами сенсорной памяти, особенно с ее краткосрочной формой [Виноградова О. С, 1975]. Наблюдается зависимость между повреждениями мамиллярных тел и…

Лимбическая кора является высшим звеном лимбической системы. Существует предположение, что она является конечным адресатом для информации, предварительно обработанной нижерасположенными структурами этой системы. Данные о значении лимбической коры в функции памяти чрезвычайно противоречивы. Так, имеются данные о том, что повреждение лимбической коры сопровождается нарушением процесса обучения навыкам активного и пассивного избегания. В другой серии экспериментов такое…

Декортицированные животные, как известно, не обладают способностью ж анализу поступающей сенсорной информации и лишь весьма ограниченно способны к простейшим формам обучения. В настоящее время нет сомнений в ведущей роли коры больших полушарий в функции памяти. Однако не все ее отделы равноценны в этом отношении. Большинство исследователей ведущую роль в процессах формирования и хранения энграмм отводят…

Нарушение обучения и краткосрочной памяти сопровождается совершенно иной функциональной организацией головного мозга. В этом случае прежде всего отмечается понижение возбудимости ретикулярной формации среднего мозга и лобной доли коры больших полушарий с параллельным повышением возбудимости миндалевидного тела и дорсального гиппокампа. Необходимо подчеркнуть, что в том и другом случае сохраняется важнейший принцип интрацентральных отношений — принцип реципрокности…