4 июня 2009

Физиологические предпосылки программированного обучения двигательным навыкам

Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения; в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного набора упражнений, ведущих к конечной цели — выработке стабилизированного навыка.

В программированном обучении можно выделить следующие ведущие звенья:

  • наличие обучающей программы;
  • расчленение обучения на этапы (шаги);
  • оперативный контроль и возможность изменения количественной и качественной стороны обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

Основоположник программированного обучения Б. Скиннер считал, что обучение будет наиболее эффективным, если каждая последующая операция (шаг) будет выполняться после полного, безошибочного выполнения предыдущей операции (принцип линейности).

Программированное обучение сложным формам движений по этому принципу может оказаться невозможным. Далеко не всякое упражнение можно расчленить на простые, не меняющие логического внутреннего содержания изучаемого упражнения элементы. Так, расчленив опорный прыжок на разбег, толчок ногами, толчок руками, полет и приземление, мы разрушим внутреннюю структуру прыжка.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение. В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения…

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….