13 мая 2009

Взаимодополнение теорий половой дифференцировки

Все рассмотренные психологические теории половой социализации человека, хотя и раскрывают генез некоторых отдельных сторон психосексуального развития, в целом этот процесс не объясняют. Важным возражением против теории идентификации является, по мнению И. С. Кона (1978), неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление себя с другим.

В теории половой типизации ребенок выступает скорее как объект, чем как субъект половой социализации, при таком подходе трудно объяснить возникновение многочисленных индивидуальных вариаций и отклонений от стереотипов полоролевого поведения.

Когнитивно-генетический подход, как уже отмечалось, дает возможность понять формирование половой идентичности как процесса, происходящего спонтанно, без прямого упражнения и воспитания, в ходе когнитивного развития ребенка. Основная сложность заключается в том, что половые различия у детей обнаруживаются раньше (обычно в 5 — 7 мес), чем складывается половая идентификация, которой приверженцы теории самокатегоризации отводят ведущую роль в формировании полоролевого поведения.

Не исключено, однако, что основные теории половой дифференцировки не альтернативны, что они взаимодополняют друг друга и выделяют те аспекты, которые имеют неодинаковое значение на разных стадиях психосексуального развития. Заканчивая изложение основных этапов и механизмов психосексуального развития, остановимся на следующих моментах.

Без учета влияния сверстников ребенка или подростка на процесс половой социализации невозможна эффективная психопрофилактика половых девиаций. Этот вопрос освещен в литературе недостаточно и порой очень противоречиво. Общество сверстников ребенка или подростка как своего, так и противоположного пола остается исключительно важным и универсальным агентом половой социализации.

Как известно, в обществе детей и подростков существуют гораздо более жесткие критерии маскулинности или фемининности, чем, например, в семье. По этим критериям они и оценивают телосложение и поведение членов данной группы и таким образом укрепляют или, наоборот, подвергают сомнению половую идентичность и полоролевые ориентации мальчика или девочки. Особенно это касается мальчиков, для которых, согласно сложившимся представлениям, полоролевые нормативы и экспектации нередко очень жестки и завышены по сравнению с девочками.

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:



С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения — первичной половой идентификации — ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает…

Общество сверстников является главным посредником в приобщении ребенка к принятой в обществе (но скрываемой от детей) системе сексуального символизма — сексуально-эротическим стимулам [Кон И. С, 1978]. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может заметно нарушить эту сторону психосексуального развития, оставив ребенка неподготовленным к весьма непростым переживаниям пубертатного периода. Необходимо затронуть психологию…

Мы считаем целесообразным сначала остановиться на принципиальных вопросах терминологии, которую пока нельзя считать упорядоченной. При описании половой социализации человека используют понятия «половой» и «сексуальный». Термины «пол», «половой» (в иностранной литературе в этом смысле часто используются термины «род», «родовой») отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и пр.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термины…

Даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре- и постнатальный периоды, само по себе еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации. Проследим основные этапы этого процесса. Почти все онтогенетические…

С возрастом понятие половой идентичности, сохраняясь в своей сути, изменяется по объему и содержанию. Так, 3-летние дети знают, как уже отмечалось, свой пол, но еще не умеют обосновать эту атрибуцию. К 4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его детей, хотя и ассоциирует его с внешними, часто случайными признаками. Дети 3 — 4 лет допускают…