13 мая 2009

Половая идентификация

Даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре- и постнатальный периоды, само по себе еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации. Проследим основные этапы этого процесса.

Почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «я» — это половая принадлежность [Кон И. С, 1981]. По мнению большинства исследователей, первичная половая идентификация (знание своей половой принадлежности) складывается к 3 годам и служит наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. По данным G. Gesell (1930), большинство детей 2,5 лет не могут правильно отнести себя к тому или иному полу, тогда как в 3 года 2/3детей делают это верно.

Однако уловить точное время возникновения половой идентичности сложно, так как единственным способом ее определения становится ответ ребенка на такой казалось бы простой вопрос: «Кто ты — мальчик или девочка?».

Естественно, что на определяемое таким образом время становления половой идентификации влияет общее интеллектуальное развитие ребенка, нередко зависящее от множества факторов, в том числе социальных. По смене пола в течение первого года жизни ребенка требуется переадаптация только родителей, а подобная процедура для ребенка старше 1,5 лет представляет собой задачу чрезвычайно сложную, нередко просто невыполнимую. В связи с этим некоторые авторы делают вывод о формировании половой идентификации к 1,5 годам [Money J., 1970].

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:



Одним из важнейших периодов становления половой социализации человека является пубертат, когда развивается такая составляющая психосексуального развития, как психосексуальные ориентации. Хотя пубертат во многом определяется гормональными факторами, сексуально-эротические переживания и, связанное с ними поведение (мастурбация, генитальные игры, сексуальное экспериментирование) и эмоционально-романтические привязанности и влюбленности развиваются в значительной мере автономно, гетерохронно и в различном соотношении у разных…

В серии межкультурных исследований было показано, что структура половых различий является универсальной для всего человечества. В некоторых этнических общностях построена своя структура полового самосознания, нередко противоречащая всем биологическим основам в нашем понимании [Mead M., 1964; Ember С. R., 1981]. В результате в науке о дифференцировке пола вообще отрицалось значение биологических «факторов в генезе психосексуального развития…

Процесс психологической дифференцировки пола изучен недостаточно. В настоящее время психологические механизмы половой идентификации и развития половой роли в онтогенезе наиболее активно обсуждаются в рамках теорий идентификации, социального научения и когнитивно-генетической теории. Теория идентификации [Perry D. G., Bussey К., 1965], уходящая корнями в психоанализ, особенно выделяет роль эмоций и подражания в генезе психосексуальной дифференцировки, полагая, что…

Теория социального научения (половой типизации), вытекающая из бихевиоризма, утверждает, что поведение человека, в том числе половое, формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплениям из внешней среды [Bandura A., 1963; Heilbrun А. В., 1970]. По этой теории родители или другие взрослые поощряют мальчиков за поведение, которое в данном обществе принято считать мальчишеским (маскулинным), и осуждают…

С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения — первичной половой идентификации — ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает…