13 мая 2009

Структура половых различий

В серии межкультурных исследований было показано, что структура половых различий является универсальной для всего человечества. В некоторых этнических общностях построена своя структура полового самосознания, нередко противоречащая всем биологическим основам в нашем понимании [Mead M., 1964; Ember С. R., 1981]. В результате в науке о дифференцировке пола вообще отрицалось значение биологических «факторов в генезе психосексуального развития и основная роль отводилась факторам социально-психологического порядка.

Крайнее суждение по этому поводу высказывал американский сексолог Д. Мани (1965), который уподоблял психосексуальное развитие становлению языка: «Генетические, врожденные и другие факторы предопределяют лишь саму возможность развития и дифференцировки языка, но никак не предопределяют, будет «ли этот язык английским, арабским или каким-либо иным.

Точно так же в психосексуальной сфере генетические и другие врожденные факторы предопределяют лишь саму возможность дифференцировки половых ролей и сексуальной аутоидентификации, но никак непосредственно не предопределяют, будет ли направление этой дифференцировки мужским или женским».

Однако подобный подход отражал скорее эмоции при ломке устоявшегося мировоззрения, чем строгий научный анализ. Вскоре большинство исследователей, в том числе и сам Д. Мани (1969), отказались от противопоставления врожденных факторов приобретенным, биологических (психологических, генетических) — средовым и тем самым признали их неразрывное диалектическое единство. В настоящее время психосексуальное развитие рассматривают как сложный биосоциальный процесс, в котором генетическая программа и предусмотренная культурой половая социализация проявляются в непрерывном единстве, преломляясь в самосознании индивида.

В специальных исследованиях основное внимание уделяется биологическим факторам в психосексуальном развитии морфизму в строении некоторых отделов ЦНС, регулирующих функционирование половых желез и некоторые стороны полового поведения, вследствие их различной чувствительности к так называемым пубертатным гормонам, генитальной внешности и др. [Колесов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978; Вундер П. А., 1980].

Значительно меньше (особенно в литературе по клиническим дисциплинам) освещены участие психологических факторов в психосексуальном развитии детей и подростков и основные механизмы этого воздействия. Между тем правильная оценка этих механизмов, как уже отмечалось, необходима для лечебно-профилактических и педагогических мероприятий в плане предупреждения аномалий психосексуального развития. Эти аномалии, как правило, закладываются в детском и подростковом возрасте.

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:



Теория социального научения (половой типизации), вытекающая из бихевиоризма, утверждает, что поведение человека, в том числе половое, формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплениям из внешней среды [Bandura A., 1963; Heilbrun А. В., 1970]. По этой теории родители или другие взрослые поощряют мальчиков за поведение, которое в данном обществе принято считать мальчишеским (маскулинным), и осуждают…

С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения — первичной половой идентификации — ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает…

Все рассмотренные психологические теории половой социализации человека, хотя и раскрывают генез некоторых отдельных сторон психосексуального развития, в целом этот процесс не объясняют. Важным возражением против теории идентификации является, по мнению И. С. Кона (1978), неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление себя с другим. В теории половой типизации…

Общество сверстников является главным посредником в приобщении ребенка к принятой в обществе (но скрываемой от детей) системе сексуального символизма — сексуально-эротическим стимулам [Кон И. С, 1978]. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может заметно нарушить эту сторону психосексуального развития, оставив ребенка неподготовленным к весьма непростым переживаниям пубертатного периода. Необходимо затронуть психологию…

Мы считаем целесообразным сначала остановиться на принципиальных вопросах терминологии, которую пока нельзя считать упорядоченной. При описании половой социализации человека используют понятия «половой» и «сексуальный». Термины «пол», «половой» (в иностранной литературе в этом смысле часто используются термины «род», «родовой») отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и пр.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термины…