13 мая 2009

Половая социализация

Мы считаем целесообразным сначала остановиться на принципиальных вопросах терминологии, которую пока нельзя считать упорядоченной. При описании половой социализации человека используют понятия «половой» и «сексуальный».

Термины «пол», «половой» (в иностранной литературе в этом смысле часто используются термины «род», «родовой») отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и пр.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу.

Термины «сексуальность», «сексуальное» описывают только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы (сексуальное влечение, сексуальные переживания, сексуальное поведение и пр.), т. е. все то, что связано с инстинктивной потребностью в продолжении рода.

Другими важнейшими категориями половой социализации являются половое самосознание (половая идентичность, половая аутоидентификация) и полоролевое поведение. По определению J. Money (1972), половая идентичность есть осознанная принадлежность индивида к определенному полу, а полоролевое поведение есть публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обеспечивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих.

Приведенные выше дефиниции основных категорий половой социализации личности разделяются не всеми специалистами, что отчасти связано с широким использованием понятий «половой», «сексуальный», «полоролевое поведение» не только в медицине (генетика, эмбриология, сексология, психиатрия), но и в общей и социальной психологии, антропологии, этнографии. Переходим к изложению основных этапов психосексуального развития.

Психосексуальное развитие является одним из компонентов весьма сложной системы детерминации пола человека в целом. Основные этапы процесса становления пола человека представлены Г. С. Васильченко (1977) в схеме, согласно которой первичным звеном становления системы пола является хромосомный (генетический) пол организма, формирующийся при оплодотворении яйцеклетки и определяемый кариотипом.

Генетический пол обусловливает формирование гонадного (истинного) пола, идентифицируемого по гистологическому строению половых желез. Под влиянием продуцируемых гонадами гормонов (гормональный пол) происходит дифференцировка внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол), на основании которого при рождении ребенка ему определяют акушерский (аскриптивный, т. е. приписанный) пол. Таковы основные этапы пренатального формирования пола человека.

В постнатальном периоде, главным образом в пубертате, гонады под контролем гипоталамо-гипофизарной системы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие половые гормоны — это пубертатный гормональный пол, под влиянием которого у подростков появляются вторичные половые признаки.

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:



Процесс психологической дифференцировки пола изучен недостаточно. В настоящее время психологические механизмы половой идентификации и развития половой роли в онтогенезе наиболее активно обсуждаются в рамках теорий идентификации, социального научения и когнитивно-генетической теории. Теория идентификации [Perry D. G., Bussey К., 1965], уходящая корнями в психоанализ, особенно выделяет роль эмоций и подражания в генезе психосексуальной дифференцировки, полагая, что…

Теория социального научения (половой типизации), вытекающая из бихевиоризма, утверждает, что поведение человека, в том числе половое, формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплениям из внешней среды [Bandura A., 1963; Heilbrun А. В., 1970]. По этой теории родители или другие взрослые поощряют мальчиков за поведение, которое в данном обществе принято считать мальчишеским (маскулинным), и осуждают…

С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения — первичной половой идентификации — ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает…

Все рассмотренные психологические теории половой социализации человека, хотя и раскрывают генез некоторых отдельных сторон психосексуального развития, в целом этот процесс не объясняют. Важным возражением против теории идентификации является, по мнению И. С. Кона (1978), неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление себя с другим. В теории половой типизации…

Общество сверстников является главным посредником в приобщении ребенка к принятой в обществе (но скрываемой от детей) системе сексуального символизма — сексуально-эротическим стимулам [Кон И. С, 1978]. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может заметно нарушить эту сторону психосексуального развития, оставив ребенка неподготовленным к весьма непростым переживаниям пубертатного периода. Необходимо затронуть психологию…