21 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения (Содержание но не ценность)

Важно, чтобы мальчики и девочки пережили и осознали свое разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое общее участие в конкретном деле, могли помочь друг другу как равноправным (но не тождественным!) партнерам. Трудно переоценить значение военно-спортивных игр с их высоким и положительным эмоциональным накалом, а также кружковой работы, роль руководителя кружка.

Мальчики тяготеют к «мужским» кружкам, которыми и руководят, как правило, мужчины. Здесь они могут получить, как и девочки в соответствующих «женских» кружках, адекватные представления и поведенческие образцы мужественности или женственности. Роль родителей также заключается не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям.

Для этого не требуется каких-либо специальных мер: матери и отцу следует лишь включить в большей, чем до этого, мере сына или дочь в свои семейные обязанности. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной; если при этом мужская и женская половины помогают друг другу, то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше чем назидательными беседами.

Мы неоднократно убеждались в том, что наиболее мужественные мальчики редко предпринимают акты бесцельной, призванной лишь выразить внимание, агрессии к девочкам. Заботливость — далеко не только женская черта, в этом возрасте и мальчики и девочки должны освоить приемлемые для них и соответствующие их половой роли способы заботиться друг о друге. Рациональные и обоснованные призывы гигиенистов учитывать возрастные и индивидуальные способности и силы ребенка при определении объема и типа нагрузок нередко приводят к попыткам полностью освободить детей от всяких нагрузок, всякого труда и всяких обязанностей.

Между тем сфера жизни школы и семьи позволяет с наибольшей пользой для детей проводить трудовое воспитание. Следует принимать во внимание и пол ребенка, избавляя девочек от особенно тяжелых нагрузок.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев



Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…