22 апреля 2009

Формирующееся половое чувство

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки и удовлетворения интереса к собственной половой функции.

У практически здоровых мужчин в среднем возраст начала мастурбации составляет 14,1 ± 3,8 лет, продолжительность — 4,3 ± 2,6 лет, число мастурбаторных актов в неделю — 3,5 ± 3,0. По данным A. Kinsey, к 13 годам мастурбировали 15% женщин, к 15 годам — 82%г мужчин, у 20% девочек и 82% мальчиков до 15 лет мастурбация завершалась оргазмом. Сходные данные о частоте мастурбации приводят и другие авторы. Указания на меньшую ее распространенность [Порудоминский И. М., 1968], по-видимому, связаны с иными контингентами опрошенных и иной методикой опроса.

По Г. С. Васильченко (1977) «…мастурбация представляет суррогатное средство, позволяющее снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта, порождаемые биологической потребностью, не находящей адекватного удовлетворения… лишь немногим здоровым юношам удается избежать этой обходной тропинки». Многие сексологи считают, что достоверные сведения об отсутствии пубертатной мастурбации должны наводить на мысль о нарушении полового созревания, А. М. Свядощем (1974) детально изучен вопрос о женской мастурбации и показано, что у женщин она учащается с возрастом, не давая характерного для мужчин пубертатного пика.

Не подлежит сомнению, что мастурбаторные эксцессы при отсутствии интереса к другому полу, публичная мастурбация, активное вовлечение сверстников другого пола и родителей в обсуждение мастурбационных потребностей и ощущений должны настораживать врача в отношении возможной патологии. Но и при ее отсутствии «формирование здоровой сексуальности — сложный и противоречивый процесс; чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать «Исповедь» Руссо или юношеские дневники Чернышевского или Добролюбова — личностей, нравственная ценность которых ни у кого не вызывает сомнений» [Кон И. С, 1970].

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Данные о школьном поведении подростков

X. Резлер с соавт. (1974) приводят данные о школьном поведении подростков. У мальчиков больше трудностей с соблюдением дисциплины, чем у девочек. Трудности у мальчиков могут быть отчасти связаны с положительными качествами (смелость, предприимчивость, уверенность в себе, избыток сил, а более спокойное поведение девочек — с негативными  качествами (робость, конформность, преклонение перед авторитетами, карьеризм, сензитивность). Средние…

З. И. Файнбург (1977), по данным обследования советских студентов, отмечает, что предпочтение отдается таким качествам женщины, как способность ее быть верной, честной, искренней, устойчивой в своих отношениях с мужчиной (67,2% опрошенных), ее духовная развитость, интеллигентность и образованность, тонкость чувств и мыслей, естественность и простота в поведении (61%). «Мужское достоинство» в браке определяется собранностью, целеустремленностью и…

Касаясь объема и сроков сообщения знаний, Н. Grassel (1967) рекомендует такую тематику знаний в возрасте 11 — 16 лет: «Социалистическое общество-брак, семья», «Социалистическая мораль и отношения между полами», «Половое созревание в детском и подростковом возрасте», «Сексуальное созревание», «О вопросе воздержания», «Отношения между мальчиками и девочками», «Дружба и любовь», «Психофизиологическое единство в половой сфере», «Строение и…

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II)

Оценка 10-, 13-, 16- и 20-летних мальчиков (I) и девочек (II) их воспитателем по перечню свойств: а — семейные взаимоотношения, б — сочувствие, в — грубость, г — несговорчивость, д — тщеславие, е — капризность, ж — доверчивость, з — любов-ные отношения. Оценка от максимально положительной (I) до максимально отрицательной (7) [Guhlman, Redlich, цит. по…

Г. Бельская (1977) приводит результаты опроса девятиклассниц, которым было, в частности, предложено распределить по степени важности мужские и женские качества. Опрошенные девушки воспитанность в мужчине поставили на 12-е — 13-е места, мужественность — на 10 — 11-е места. Среди мужских качеств на первые два места было выдвинуто уважение к женщине, но уважение к мужчине среди…