29 июня 2011

Физостигмин

Так, по данным G. Bignarni с соавт. (1979), физостигмин в небольших дозах (0,05—0,75 мг/кг) нарушал реакцию активного избегания электротока в камере с двумя дорожками. Авторы предположили, что изменение поведения в большей степени связано с действием физостигмина на двигательные компоненты специфического навыка.

Кроме того, было установлено, что холинергические соединения усиливают торможение инструментальных реакций, не сопровождающихся подкреплением, тем самым снижая количество ошибок в ходе обучения, а также повышают чувствительность к условному стимулу, усиливая, таким образом, и процессы внимания [Warburton D. M. et al., 1972].

В последующих работах [Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978; Frontalli M. et al., 1974, 1976; Izquierdo I. A. ct al., 1976] убедительно показано, что влияние антихолинзстеразных веществ на обучение зависит от вида условного сигнала, вариабельности безусловного ответа у животных разных видов, эмоционального состояния и уровня мотивации, а также от наследуемой способности животных к обучению.

Тормозящее влияние диизопропилфторфосфата или армина на выработку условной реакции активного избегания электрошока уменьшалось реактиваторами АХЭ (токсогонином, 2-пиридинальдоксимом) при введении их непосредственно до обучения или тотчас же после его завершения. При повышении дозы последних или введении через 1—2 ч после появления симптомов интоксикации ингибиторами АХЭ этого эффекта не отмечалось [Rosic N., 1970].

Данные о влиянии антихолинэстеразных веществ на закрепление вырабатываемых навыков и длительность сохранения их в памяти животных и человека представляются противоречивыми. Так, обратимый ингибитор АХЭ — галантамин — в оптимальных дозах (0,3—0,5 мг/кг) увеличивал максимальное время проявления отсроченных реакций у собак при тестировании условнорефлекторных ситуационных пищевых рефлексов [Крауз В. А., 1975; Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978].

Стимулирующее влияние галантамина особенно заметно проявлялось у животных с низкой способностью к обучению.

Сходные данные получены N. J. Stanes с соавт. (1976) в опытах на крысах. D. J. Lewis и N. J. Bregman (1972) обнаружили, что введение физостигмина (0,5 мг/кг) через 24 ч после обучения приводит к утрате навыка избегания электротока у подопытных животных, т. е. нарушается долговременная память. Введение препарата через 1—2 ч и через 7 дней после обучения не влияло на долговременную память. В сходных условиях эксперимента A. Signorelli (1976) обнаружила ускорение консолидации навыка у крыс под влиянием физостигмина. Более того, физостигмин восстанавливал навыки, утраченные в результате лишения парадоксальной фазы сна у животных [Skinner D. M. et al., 1976]. Столь же противоречивыми оказались сведения и о влиянии антихолинэстеразных соединений на память у человека.

Так, D. A. Drachman и сотр. (1974) показали, что физостигмин (1—2 мг/кг) не влиял на длительность хранения вновь приобретаемой информации и ее воспроизведение у пациентов любого возраста. К. L. Davis и L. E. Hollis (1976), напротив, после введения 3 мг/кг физостигмина вместе с метилскополамином наблюдали нарушение кратковременной памяти, которое проявлялось в утрате способности пациентов к быстрому прямому и обратному счету.

В то же время долговременная память (запоминание и воспроизведение простого рассказа, маршрута на карте и т. п.) сохранялась после введения физостигмина. Более того, у здоровых испытуемых физостигмин способствовал устранению амнезии, обусловленной введением скополамина [Ghoneim M. M. et al., 1979].

Суммируя результаты проведенных исследовании, можно прийти к выводу, что влияние на память животных и человека антихолинэстеразных веществ в значительной степени определяется их дозой, временем между завершением обучения и введением препарата, исходной способностью индивида к обучению, уровнем внимания, двигательной активности и эмоциональным состоянием, а также уровнем ацетилхолина в функционирующих синапсах.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев



Отдельные примеры взаимодействия различных нейромедиаторных систем свидетельствуют о том, что каждая из этих систем может включаться при торможении другой. Так, нарушение выработки условной реакции пассивного избегания после коагуляции норадренергических путей переднего мозга устранялось предварительным введением галантамина [Никифоров А. Ф. и др., 1979]. Угашение навыка пассивного избегания у мышей, вызванное апоморфином, устранялось галоперидолом, а данный эффект,…

Возможно, однако, что усиление синтеза РНК и белка, вызванное адреномиметиками, не является специфическим феноменом, поскольку аналогичный эффект наблюдается при введении любых стимуляторов ЦНС (коразол, пикротоксин, стрихнин), которые, так же как и фенамин, ускоряют процесс консолидации вырабатываемого навыка. Возбуждение же адренорецептивной мембраны адреналином не оказывает влияния непосредственно на синтез РНК в нейронах [Вепринцев Б. Н., 1973]….

Апоморфин — классический агонист рецепторов, чувствительных к дофамину, подобно самому дофамину восстанавливал у крыс навык условного избегания, угашенный 6-оксидофамином. Галоперидол, аминазин и спироперидол (антагонисты дофамина), напротив, нарушали навыки, выработанные на аверсивные стимулы [Lenard L. G. et al., 1975; Gozzani J. L. et al., 1976; Izquierdo I. A. et al., 1976]. Исходя из этого, можно думать,…

Содержание 5-окситриптамина в мозге мышей, особенно в гиппокампе, резко возрастало тотчас же после электрошока, вызывающего амнезию выработанного навыка у подопытных животных [Essman W. В., 1974]. Напротив, любые воздействия, связанные со снижением уровня серотонина в мозге, особенно в структурах переднего мозга (разрушение ядер шва среднего мозга или медиального пучка конечного мозга, содержащего серотонинергические волокна, инъекция парахлорфенилаланина,…

Конвергенция на одном нейроне терминалей других нейронов, высвобождающих различные биогенные амины или аминокислоты, создает реальные возможности для взаимодействия нейромедиаторов на синаптическом уровне в масштабе не только одного нейрона в нейронной популяции, но и на уровне головного мозга в целом. Механизмы такого взаимодействия чрезвычайно разнообразны. В частности, взаимодействие ацетилхолин — дофамин или норадреналин — серотонин может…