29 июня 2011

Активность АХЭ

Авторы считают, что низкая активность АХЭ облегчает формирование кратковременной памяти, но замедляет процесс консолидации временных связей.

Все эти данные подтверждают гипотезу P. L. Carlton (1969), который рассматривает ацетилхолин как тормозной компонент системы, контролирующей определенные типы условного поведения. Об этом же свидетельствуют данные о повышении содержания ацетилхолина в мозге подопытных крыс при условнорефлекторном торможении эмоциональной реакции страха [Hingten J. N. et al., 1976].

Тем не менее многие исследователи считают, что изменения активности АХЭ в процессах закрепления навыка нельзя рассматривать изолированно от изменений содержания ацетилхолина в головном мозге в целом и отдельных его образованиях. Уровень ацетилхолина в головном мозге, очевидно, может повышаться в определенных пределах без изменения активности гидролизующего его фермента.

Активность АХЭ будет повышаться, когда концентрация ацетилхолина превысит наиболее оптимальный для взаимодействия с холинорецептором уровень. Нарушение этого механизма привело бы к длительной деполяризации постсинаптической мембраны и прекращению передачи информации через соответствующий синапс.

Существует и обратная зависимость: синтез фермента снижается при уменьшении концентрации ацетилхолина ниже оптимального уровня.

Эта взаимосвязь четко показана в исследованиях J. A. Deutsch (1971) с использованием антихолинэстеразного соединения диизопропилфторфосфата. Амнезирующее действие этого препарата при его билатеральной микроинъекции в гиппокамп было более выраженным в первые дни после выработки навыка пассивного избегания электрошока у крыс. Оно уменьшалось при введении данного вещества через 5—14 дней после завершения обучения. Применение диизопропилфторфосфата через 14—28 дней облегчало сохранение и воспроизведение закрепленного навыка. J. A. Deutsch считает, что чувствительность синаптических мембран к ацетилхолину в ходе обучения со временем повышается.

По его мнению, период повышения чувствительности соответствует процессу консолидации энграммы, чувствительному к ингибиторам холинэстеразы, а уменьшение сродства рецепторов синаптических мембран к ацетилхолину лежит в основе забывания.

Принципиальной особенностью концепции J. A. Deutsch, (1971) является предположение, что концентрация ацетилхолина в функционирующих синапсах в ходе обучения и закрепления вырабатываемого навыка является оптимальной.

Очевидно, степень закрепления навыка прямо зависит от уровня функционально лабильного ацетилхолина, что и определяет различные эффекты антихолинэстеразного вещества.

При уровне ацетилхолина ниже оптимального (непрочно выработанный навык) такие вещества способствуют закреплению навыка и более длительному его сохранению в памяти; при оптимальной концентрации ацетилхолина (прочно закрепленный навык) они будут нарушать сохранение и воспроизведение навыка в результате еще большего повышения уровня ацетилхолина в головном мозге.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев





Отдельные примеры взаимодействия различных нейромедиаторных систем свидетельствуют о том, что каждая из этих систем может включаться при торможении другой. Так, нарушение выработки условной реакции пассивного избегания после коагуляции норадренергических путей переднего мозга устранялось предварительным введением галантамина [Никифоров А. Ф. и др., 1979]. Угашение навыка пассивного избегания у мышей, вызванное апоморфином, устранялось галоперидолом, а данный эффект,…

Возможно, однако, что усиление синтеза РНК и белка, вызванное адреномиметиками, не является специфическим феноменом, поскольку аналогичный эффект наблюдается при введении любых стимуляторов ЦНС (коразол, пикротоксин, стрихнин), которые, так же как и фенамин, ускоряют процесс консолидации вырабатываемого навыка. Возбуждение же адренорецептивной мембраны адреналином не оказывает влияния непосредственно на синтез РНК в нейронах [Вепринцев Б. Н., 1973]….

Апоморфин — классический агонист рецепторов, чувствительных к дофамину, подобно самому дофамину восстанавливал у крыс навык условного избегания, угашенный 6-оксидофамином. Галоперидол, аминазин и спироперидол (антагонисты дофамина), напротив, нарушали навыки, выработанные на аверсивные стимулы [Lenard L. G. et al., 1975; Gozzani J. L. et al., 1976; Izquierdo I. A. et al., 1976]. Исходя из этого, можно думать,…

Содержание 5-окситриптамина в мозге мышей, особенно в гиппокампе, резко возрастало тотчас же после электрошока, вызывающего амнезию выработанного навыка у подопытных животных [Essman W. В., 1974]. Напротив, любые воздействия, связанные со снижением уровня серотонина в мозге, особенно в структурах переднего мозга (разрушение ядер шва среднего мозга или медиального пучка конечного мозга, содержащего серотонинергические волокна, инъекция парахлорфенилаланина,…

Конвергенция на одном нейроне терминалей других нейронов, высвобождающих различные биогенные амины или аминокислоты, создает реальные возможности для взаимодействия нейромедиаторов на синаптическом уровне в масштабе не только одного нейрона в нейронной популяции, но и на уровне головного мозга в целом. Механизмы такого взаимодействия чрезвычайно разнообразны. В частности, взаимодействие ацетилхолин — дофамин или норадреналин — серотонин может…