16 июня 2011

Нейронные популяции одной и той же структуры головного мозга

Нейронные популяции одной и той же структуры головного мозга могут принимать неодинаковое участие в процессах обучения и памяти. Так, при применении препаратов, угнетающих данную функцию головного мозга, значительно повышались пороги возбудимости полей СА3 и СА4 дорсального гиппокампа, в 2 раза меньше повышалась возбудимость поля САЬ а в ряде случаев она не менялась вообще [Бородкин Ю. С. и др., 1972, 1976].

По-видимому, не все нейроны одного и того же образования головного мозга являются элементами системы, регулирующей механизмы памяти.

Участие действующих нейронов в случае ухудшения или улучшения процессов обучения и памяти также неоднозначно. Как показал сотрудник нашей лаборатории Н. А. Лосев (1979), вещества, тормозящие процесс обучения и нарушающие кратковременную память, в частности метамизил, повышают импульсную активность одних нейронов дорсального гиппокампа, блокируют спайковые разряды других и не оказывают эффекты на третьи.

В то же время препараты, улучшающие память (ареколин, этимизол и др.), напротив, усиливают импульсную активность нейронов, которые подавлялись метамизилом, и тормозят работу тех, активность которых он повышал.

В заключение этого раздела необходимо отметить, что электрополяризация током большой силы вызывает амнестический эффект. Сопоставление влияния на память микрополяризации с обычной электрической стимуляцией [Вартанян Г. А., 1979; Вартанян Г. А. и др., 1975] показало, что первая значительно действеннее и ее эффекты более продолжительны.

Поляризационные изменения в нейронах являются одним из важнейших факторов, которые запускают биохимические процессы, лежащие в основе механизмов долговременной памяти. Так, в самой зоне микрополяризации обнаружена локальная интенсификация протеолитических процессов с частичным или полным разрушением белка S100 и образованием низкомолекулярных олигопептидных фракций [Вартанян Г. А., 1977].

Микрополяризация начинает находить применение и в практической медицине: удалось получить удовлетворительные результаты при лечении фантомноболевого синдрома [Вартанян Г. А., 1979], в комплексном лечении тяжелых случаев эпилепсии [Бехтерева Н. П. и др., 1978].

Дезорганизуя матрицу патологического состояния в эпилептогенном очаге и блокируя пусковой фактор воспроизведения патологической реакции, микрополяризация в сочетании с другими способами лечения постепенно способствует формированию и закреплению совершенно иного устойчивого функционального состояния, более близкого к исходному.

«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев



Наиболее полно роль глии в механизме долговременной памяти представлена в гипотезе В. В. Дергачева, названной им нейроселективной концепцией памяти. Автор постулирует ведущую роль функциональной ДНК в активации преформированных в эмбриогенезе и раннем онтогенезе клонов клеток, которые получили название нейроноглиальных комплексов, специфических для данной информации. В их активации и заключен смысл ее кодирования. Однако данная гипотеза…

Согласно концепции W. R. Adey, нейрон головного мозга обрабатывает информацию двумя параллельными способами: во-первых, широким использованием волновых процессов и, во-вторых, определенной последовательностью нейрональных разрядов. Установлено, что формирование нейронного ансамбля связано со значительным увеличением синхронности биоэлектрической активности нейронов в определенном низкочастотном диапазоне, который лежит в пределах 7—10 Гц, т. е. в полосе тетаритма. Причем такая биоэлектрическая…

Распределение импульсов одного нейрона происходит по различным путям, так как после прохождения импульса между двумя нейронами наступает период отсутствия проводимости между ними, который составляет 150—200 мс. В результате одна и та же нервная клетка, как отмечалось выше, может включаться во множество различных нейронных цепей, участвующих в работе нескольких нейрональных ансамблей. Следовательно, процесс хранения информации в…

Стройную теорию организации лимбико-ретикулярных систем в процессах обучения предложил A. Routtenberg (1972). Процессы организации памяти он трактует с точки зрения реципрокных отношений между системой входа (ретикулярная система) и выхода (лимбическая система). Подтверждением ее явились эксперименты L. Goldstein и J. M. Nelsen (1973) по стимуляции этих систем фенамином, активирующим главным образом ретикулярную формацию, и никотином, возбуждающим…

Функциональной основой процесса сравнения информации является способность гиппокампа регистрировать смещенные во времени возбуждающие импульсы, приходящие из ретикулярной формации, перегородки и ведущие к возникновению тетаритма. Распространение этого ритма в кору головного мозга и повышение степени когерентности между ритмами коры и гиппокампа позволили W. R. Adey (1966, 1977) рассматривать эти процессы как доказательство фиксации следов в этих…