29 апреля 2009

Кора большого мозга

Второй (более высокий) уровень организации психических процессов — это кора большого мозга (зона зрительного, слухового, кожного, вкусового и обонятельного анализаторов), необычно развитая у человека. В этих филогенетически новых областях сосредоточивается получение, переработка и сохранение информации, поступающей в нервную систему из внешней среды. В составе коркового конца каждого анализатора наряду с первичной (проекционной) зоной, где оканчивается большая часть входящих волокон, имеются вторичные зоны перекрытия разных анализаторов. Во вторичных зонах происходят ассоциативные процессы, требующие одновременного участия нескольких анализаторов (обучение, накопление опыта, творческая активность). Они состоят в основном из невронов с короткими аксонами, расположенных в поверхностных слоях коры (II и III).

Память — это сохранение разнообразных знаний и навыков, которые получает каждый человек в процессе обучения и общения с окружающим миром. Основы памяти — восприятие, запоминание и удержание информации, а также способность к ее воспроизведению.

Она необходима для осуществления всех других форм высшей нервной деятельности. Каждое восприятие, осуществленное с помощью зрительного, слухового и других анализаторов, оставляет след (энграмму) в пределах первой и второй сигнальных систем. С первой сигнальной системой и правым полушарием связана чувствительно-образная память, со второй сигнальной системой и левым полушарием — логически-смысловая.

Принято различать память непроизвольную и произвольную, а также кратковременную, промежуточную и долговременную. В зависимости от значимости информации она или быстро стирается (кратковременная память), или сохраняется на относительно недолгий срок (промежуточная память), или закрепляется на длительное время (долговременная память).

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:



Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…