4 июня 2009

Физиологические основы обучения произвольным движениям (Преобладание отвлеченного мышления)

В подростковом и юношеском возрасте в связи с преобладанием отвлеченного мышления условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные, предметные раздражители. Стремление обучать движениям с предпочтительным отношением к словесным методам в подростковом и в особенности юношеском возрасте является с этой точки зрения физиологически обоснованным.

Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального фона для двигательной деятельности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во вводной части урока способствуют созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Разучивание сложных форм движений в состоянии утомления является малоэффективным.

Прочность выработанного двигательного навыка в значительной мере зависит от количества повторений. Неоднократное повторение разучиваемых движений, при постоянной оценке преподавателем правильности их выполнения, является одним из основных условий успешного овладения ими. Сила индифферентного раздражителя, т. е. самого разучиваемого движения, должна иметь оптимальную величину. Чрезмерно сложные упражнения, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции школьника, не будут им освоены. Напротив, слабые по силе, простые движения теряют для ребенка интерес, не побуждают к повторному их выполнению.

В отличие от индифферентного подкрепляющий произвольное движение агент должен иметь максимальную силу. Оценка действий ученика, комментирование их, исправление ошибок, постоянное внимание обучающемуся — вот те необходимые условия, которые повышают эффективность обучения новым движениям.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



В работе по формированию и закреплению произвольных движений учитель должен руководствоваться основными педагогическими принципами и физиологическими закономерностями обучения детей. Формирование произвольных движений у человека происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй…

Врожденные двигательные рефлексы обеспечивают сохранение нормальной позы, равновесие, согласуют позу с положением головы по отношению к туловищу. В соответствии с существующей классификацией врожденные двигательные рефлексы делятся на рефлексы, обусловливающие положение тела в покое (рефлексы положения), и на рефлексы, обеспечивающие возвращение в исходное положение (установочные рефлексы). Рефлексы положения возникают при наклонах или поворотах головы вследствие раздражения…

Установочные рефлексы обеспечивают сохранение позы при отклонении ее от нормального положения (например, выпрямление туловища). Цепь выпрямительных рефлексов начинается с поднимания головы и последующего изменения положения туловища, заканчивающегося восстановлением нормальной позы. В осуществлении выпрямительных рефлексов участвуют вестибулярный и зрительный аппараты, проприоцепторы мышц, кожные рецепторы. Перемещение тела в пространстве сопровождается статокинетическими рефлексами. При вращательных движениях вследствие перемещения…

Вертикальные перемещения туловища сопровождаются лифтными рефлексами. При резком опускании вниз у животного появляется рефлекс готовности к прыжку. У человека наблюдается выпрямление ног. Приземление сопровождается сгибанием ног. Аналогичные явления наблюдаются при быстром подъеме вверх в кабине лифта. Начало подъема сопровождается сгибанием, а остановка — разгибанием ног и туловища. Рефлекторные изменения тонуса мышц туловища и конечностей обусловлены…

Развитие учения о произвольных движениях Бесконечное разнообразие движений, выполняемых человеком, — от элементарных форм до сложных сочетаний различных по характеру упражнений, встречающихся в спортивной практике, — подчиняется общим физиологическим закономерностям. Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Оно дополняется и продолжает развиваться и в настоящее время. Неоценимый вклад в изучение физиологической…