4 июня 2009

Физиологическая характеристика произвольных движений

Развитие учения о произвольных движениях

Бесконечное разнообразие движений, выполняемых человеком, — от элементарных форм до сложных сочетаний различных по характеру упражнений, встречающихся в спортивной практике, — подчиняется общим физиологическим закономерностям. Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Оно дополняется и продолжает развиваться и в настоящее время. Неоценимый вклад в изучение физиологической природы произвольных движений внесли русские и советские ученые: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин и др.

Основоположником учения о произвольных реакциях человека, как системе рефлексов, стал И. М. Сеченов. Работой «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов заложил основу материалистических взглядов на природу психических явлений и произвольной двигательной деятельности человека.

Он показал, что все произвольные движения, психические явления и мышление человека по своей природе являются рефлекторными, т. е. возникающими как результат отражения объективных явлений, причин, действующих на человека. Внешняя деятельность человека, по определению И. М. Сеченова, является высшей формой произвольности, окончательным выражением произвольного (волевого) акта.

Идеи И. М. Сеченова получили дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова. Работы И. П. Павлова по высшей нервной деятельности служат фундаментом для обоснования рефлекторной природы произвольных движений. Исследование физиологических функций в целостном организме, при строгом учете влияния факторов внешней среды, позволило И. П. Павлову обосновать основные материалистические принципы рефлекторной теории — детерминизм, структурность, принцип анализа и синтеза, сохранившие свое значение до настоящего времени.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Врожденные двигательные рефлексы обеспечивают сохранение нормальной позы, равновесие, согласуют позу с положением головы по отношению к туловищу. В соответствии с существующей классификацией врожденные двигательные рефлексы делятся на рефлексы, обусловливающие положение тела в покое (рефлексы положения), и на рефлексы, обеспечивающие возвращение в исходное положение (установочные рефлексы). Рефлексы положения возникают при наклонах или поворотах головы вследствие раздражения…

Установочные рефлексы обеспечивают сохранение позы при отклонении ее от нормального положения (например, выпрямление туловища). Цепь выпрямительных рефлексов начинается с поднимания головы и последующего изменения положения туловища, заканчивающегося восстановлением нормальной позы. В осуществлении выпрямительных рефлексов участвуют вестибулярный и зрительный аппараты, проприоцепторы мышц, кожные рецепторы. Перемещение тела в пространстве сопровождается статокинетическими рефлексами. При вращательных движениях вследствие перемещения…

Вертикальные перемещения туловища сопровождаются лифтными рефлексами. При резком опускании вниз у животного появляется рефлекс готовности к прыжку. У человека наблюдается выпрямление ног. Приземление сопровождается сгибанием ног. Аналогичные явления наблюдаются при быстром подъеме вверх в кабине лифта. Начало подъема сопровождается сгибанием, а остановка — разгибанием ног и туловища. Рефлекторные изменения тонуса мышц туловища и конечностей обусловлены…

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов двигательной деятельности человека внесли Н. Е. Введенский и А. А. Ухтомский. Теория парабиоза Н. Е. Введенского, как универсальной реакции живой ткани на воздействие извне, вскрывает генетическое единство процессов возбуждения и торможения, определяющих функциональные отправления организма и, в частности, акты двигательной деятельности. Для раскрытия интимных механизмов сложных взаимоотношений различных по…

Произвольные двигательные акты формируются на основе врожденных и приобретаемых при жизни движений. Из хаотических, беспорядочных движений ребенка целесообразные двигательные действия формируются постепенно, через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить действие. Подкрепление целесообразных актов является необходимым условием, которое определяет формирование произвольного движения. Например, хватательные движения ребёнка приобретают целесообразный характер, если они неоднократно подкрепляются пищевыми или…