4 июня 2009

Физиологические основы обучения произвольным движениям

Произвольные двигательные акты формируются на основе врожденных и приобретаемых при жизни движений. Из хаотических, беспорядочных движений ребенка целесообразные двигательные действия формируются постепенно, через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить действие. Подкрепление целесообразных актов является необходимым условием, которое определяет формирование произвольного движения. Например, хватательные движения ребёнка приобретают целесообразный характер, если они неоднократно подкрепляются пищевыми или другими биологически значимыми агентами.

Подкрепление действий ребенка имеет важное значение и на более поздних ступенях его развития и, в особенности, в процессе обучения новым движениям. Поэтому как в физиологическом, так и в педагогическом плане оправдано комментирование и оценка выполнения упражнений в школьном уроке физической культуры, постоянный контроль за действиями ребенка.

Формирование произвольных движений на ранних этапах обучения ребенка подчинено наиболее общим закономерностям условнорефлекторной деятельности. По мере возрастного развития и становления сознания эти закономерности приобретают новое качественное содержание. Сознательный волевой контроль за движениями становится главным условием успешности обучения. Поэтому при наличии выбора подкрепляющих агентов учитель отдает предпочтение социально-значимым факторам.

При обучении ребенка новым движениям подкрепляющими агентами могут служить слово учителя, оценка успешности действий ребенка, осознание им собственных успехов и самооценка. Однако на самых ранних этапах обучения удачные попытки ребенка выполнить разучиваемое упражнение могут быть подкреплены и биологически значимыми агентами.

У детей младшего школьного возраста новые движения формируются быстрее при конкретном (предметном) подкреплении. Это сопряжено с образным характером мышления младших школьников. У них еще далеко не все реальные раздражители опосредованы словом. Поэтому конкретные предметные сигналы являются для них более сильными подкрепляющими агентами.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Развитие учения о произвольных движениях Бесконечное разнообразие движений, выполняемых человеком, — от элементарных форм до сложных сочетаний различных по характеру упражнений, встречающихся в спортивной практике, — подчиняется общим физиологическим закономерностям. Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Оно дополняется и продолжает развиваться и в настоящее время. Неоценимый вклад в изучение физиологической…

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов двигательной деятельности человека внесли Н. Е. Введенский и А. А. Ухтомский. Теория парабиоза Н. Е. Введенского, как универсальной реакции живой ткани на воздействие извне, вскрывает генетическое единство процессов возбуждения и торможения, определяющих функциональные отправления организма и, в частности, акты двигательной деятельности. Для раскрытия интимных механизмов сложных взаимоотношений различных по…

В подростковом и юношеском возрасте в связи с преобладанием отвлеченного мышления условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные, предметные раздражители. Стремление обучать движениям с предпочтительным отношением к словесным методам в подростковом и в особенности юношеском возрасте является с этой точки зрения физиологически обоснованным. Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального…

В работе по формированию и закреплению произвольных движений учитель должен руководствоваться основными педагогическими принципами и физиологическими закономерностями обучения детей. Формирование произвольных движений у человека происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй…

Врожденные двигательные рефлексы обеспечивают сохранение нормальной позы, равновесие, согласуют позу с положением головы по отношению к туловищу. В соответствии с существующей классификацией врожденные двигательные рефлексы делятся на рефлексы, обусловливающие положение тела в покое (рефлексы положения), и на рефлексы, обеспечивающие возвращение в исходное положение (установочные рефлексы). Рефлексы положения возникают при наклонах или поворотах головы вследствие раздражения…