Особенности занятий физическими упражнениями с подростками (Склонность к переоценке своих возможностей)
Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной подготовки пытаться выполнять сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения. Учитывая эти особенности подростков, следует исключать из урока упражнения, которые могут быть потенциальными источниками перенапряжений или спортивного травматизма.
Неустойчивость психики подростка делает необходимым так строить процесс обучения физическим упражнениям, чтобы постоянно поддерживать интерес подростка. Упражнения должны быть эмоциональными, но не чрезмерными по сложности. Интерес подростка к сложному, малодоступному упражнению угасает столь же быстро, как и к простому, выполнение которого не составляет труда.
Сравнительная легкость в овладении новыми движениями может привести к дилетантизму в освоении техники физических упражнений. Между тем особенно в этом возрасте всесторонность физического развития должна сочетаться с технически правильным, совершенствующим аппарат проприоцепции выполнением упражнений. Рационально построенная система занятий физическими упражнениями в школьном возрасте стимулирует биологические процессы, усиливая рост и развитие органов и тканей ребенка.
У детей 11—12-летнего возраста наблюдается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств. У гимнастов 1,1—12 лет относительная сила мышц ног больше, чем у 16—17-летних. Для развития скоростно-силовых качеств прыгучести предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера. Высоким эффектом отличается выпрыгивание вверх, после прыжка в глубину. В 12—14-летнем возрасте скорость передвижения растет высокими темпами преимущественно за счет развития скоростно-силовых качеств. Поэтому широкое использование скоростно-силовых упражнений создает благоприятные возможности для прогрессивного развития этого качества.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
В подростковом возрасте следует применять упражнения, требующие поддержания статических поз, стоек, висов, упоров. Физиологическими предпосылками использования длительных упражнений, способствующих воспитанию выносливости в подростковом возрасте; являются повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостаза. Эффективными упражнениями для воспитания выносливости в этом возрасте является переменный бег: чередование бета со скоростью 60% от максимальной с малоинтенсивным…
Одним из важных условий достижения положительного физиологического эффекта является постепенность увеличения физической нагрузки на уроке. В начале урока следует применять легкие по координации и степени физиологического воздействия упражнения, затем увеличивать их сложность и величину нагрузки. В основной части урока физическая нагрузка должна повышаться до уровня, соответствующего возрасту и уровню физической подготовленности детей. В заключительной части…
При оценке степени воздействия физической нагрузки на организм школьника преподаватель, как правило, вынужден полагаться на показатели утомления учащихся, находящие выражение в изменении самочувствия, внимания, отношения к занятиям, в мимике, окраске кожи, в степени расстройства координации движений. При утомлении отмечаются вялость движений, потеря желания заниматься, неточность выполнения команд и распоряжений преподавателя. Объективно при этом отмечаются неадекватное…
Недостаток двигательной активности отражается, как и ее избыток, прежде всего на деятельности сердечно-сосудистой системы человека. Уже через 7—8 суток неподвижного лежания у нетренированных людей наблюдаются функциональные расстройства. Появляются апатия, тревожность, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон. Резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях. Ухудшается сократимость…
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Физиологические воздействия школьного урока физической культуры на организм занимающихся зависят от характера учебной работы и задач урока. Величина физической нагрузки может быть при этом значительно ниже оптимальных, доступных школьнику величин. Так, на уроках изучения нового материала высокие требования предъявляются к двигательному аппарату и аналитико-синтетической функции мозга,…