Предпосылки для обучения технике скоростного бега
В подростковом возрасте создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростного бега. Средствами развития быстроты является бег с предельной или околопредельной скоростью от 20 до 60 м, семенящий бег, с последующим ускорением, а также контрастные по мышечному напряжению упражнения.
К 14—15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, лежащих в основе прироста быстроты, снижаются. В связи с этим падает и эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений. К 15 годам у мальчиков прогрессивное развитие скоростно-силовых качеств достигается только специальными упражнениями. Это относится в известной степени и к возрастному развитию выносливости.
Установлено, что без специальной подготовки достижения в беге на 500 м у девушек после 15 лет не изменяются. Наибольший прирост выносливости у мальчиков, тестируемый по длительности бега со скоростью 75% от максимальной, наблюдается в 13—14-летнем возрасте. Выносливость, определяемая по описанному тесту, у девочек интенсивно растет с 10 да 13 лет. С 14-летнего возраста заметных сдвигов в ее величинах не обнаруживается.
К подростковому и в особенности к юношескому возрасту, вследствие относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные предпосылки для воспитания физического качества силы. Для этого в школьном уроке физической культуры в IV—VII классах применяются динамические силовые упражнения с небольшими (1—2 кг) отягощениями, лазание по канату, переноска груза, толкание ядра. В возрасте 15—16 лет, в связи с повышением силовой выносливости, увеличивается количество упражнений с отягощениями массой 2—3 кг, проводится лазание по канату на скорость, применяются элементы борьбы. Силовые упражнения у девушек в этом возрасте ограничиваются вследствие падения относительной силы мышц.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Физиологические воздействия школьного урока физической культуры на организм занимающихся зависят от характера учебной работы и задач урока. Величина физической нагрузки может быть при этом значительно ниже оптимальных, доступных школьнику величин. Так, на уроках изучения нового материала высокие требования предъявляются к двигательному аппарату и аналитико-синтетической функции мозга,…
Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено внешнее торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение у детей неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснения учителя, дети начинают выполнять упражнения. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае угадыванием правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется…
Эффективность педагогических воздействий на ребенка зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у ребенка наблюдаются этапы повышенной чувствительности к воздействию физической нагрузки различной направленности (критические периоды). Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6—8…
В возрасте 10—11 лет у школьников повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег на коротких отрезках), а также к выполнению малоинтенсивной работы (медленный бег) в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте от 8 до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность…
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11 —13 и у мальчиков 13—15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Благоприятные предпосылки для повышения гибкости в этом возрасте не должны, однако, сделать ее воспитание самоцелью. Чрезмерная подвижность в суставах неблагоприятно отражается на формировании некоторых двигательных…