Особенности занятий физическими упражнениями с подростками
В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости подростка.
Степень воздействия физических упражнений на организм в значительной степени предопределяется уровнем, биологического созревания школьника. Если в вопросах методики обучения движениям различия в степени половой зрелости не имеют принципиального значения, то в дозировании физических нагрузок их следует учитывать уже в препубертатном возрасте. Но особого внимания заслуживает пубертатный период.
В 13—15-летнем возрасте при достаточном уровне физического развития и нейрогуморальных механизмов регуляции наблюдается отставание в созревании отдельных физиологических систем. Совершенно очевидно, что чем выше степень половой зрелости в этом возрасте, тем при прочих равных условиях будет выше и физическая работоспособность детей.
На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются представления детей о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией, физиологией. Биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11 —13 и у мальчиков 13—15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Благоприятные предпосылки для повышения гибкости в этом возрасте не должны, однако, сделать ее воспитание самоцелью. Чрезмерная подвижность в суставах неблагоприятно отражается на формировании некоторых двигательных…
Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной подготовки пытаться выполнять сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения. Учитывая эти особенности подростков, следует исключать из урока упражнения, которые могут быть потенциальными источниками перенапряжений или спортивного травматизма. Неустойчивость психики подростка делает необходимым так строить процесс обучения физическим упражнениям, чтобы постоянно…
В подростковом возрасте создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростного бега. Средствами развития быстроты является бег с предельной или околопредельной скоростью от 20 до 60 м, семенящий бег, с последующим ускорением, а также контрастные по мышечному напряжению упражнения. К 14—15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, лежащих в основе прироста быстроты, снижаются. В связи…
В подростковом возрасте следует применять упражнения, требующие поддержания статических поз, стоек, висов, упоров. Физиологическими предпосылками использования длительных упражнений, способствующих воспитанию выносливости в подростковом возрасте; являются повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостаза. Эффективными упражнениями для воспитания выносливости в этом возрасте является переменный бег: чередование бета со скоростью 60% от максимальной с малоинтенсивным…
Одним из важных условий достижения положительного физиологического эффекта является постепенность увеличения физической нагрузки на уроке. В начале урока следует применять легкие по координации и степени физиологического воздействия упражнения, затем увеличивать их сложность и величину нагрузки. В основной части урока физическая нагрузка должна повышаться до уровня, соответствующего возрасту и уровню физической подготовленности детей. В заключительной части…