Потребности живого организма
Потребности живого организма могут быть удовлетворены только в результате активного взаимодействия его с внешней средой. Благодаря этому взаимодействию живой организм растет, развивается, накапливает энергию в виде пластических веществ и богатых энергией химических соединений. Эта энергия расходуется на выполнение различных видов работы, свойственных живому организму: механической, химической, электрической, осмотической и др. Программа работы энергетической системы организма осуществляется внешними и внутренними управляющими системами.
Внутреннее управление заложено в самой системе. В основе этой формы управления лежат внутренние по своей природе механизмы, подчиняющиеся общим физико-химическим законам (например, закону действующих масс). Внешнее управление воздействует на энергетическую систему через ядерную ДНК, информосомы, информационную РНК, а также посредством нейросекреторных, эндокринных и других химических регуляторов (в том числе и регуляторов, действующих в экологических сообществах). Иначе говоря, внешнее управление вырабатывается специальными механизмами, обособленными от управляемого элемента.
Генетическая управляющая система выступает регулятором не по отношению к самой, себе, а к элементам, лежащим вне ее. ДНК структурных генов через систему информосом и РНК передает закодированную в ней информацию для синтеза ферментов, определяющих метаболические реакции и процесс биосинтеза белка.
В клетках организма функционирует не более 2 — 8% генетической информации. Предполагают, что остальные 92 — 98% информации генома блокировано белками гистонами. В управлении репрессорной или дерепрессорной функцией гистонов принимают участие макромолекулы, получаемые клетками организма в эмбриональном периоде при помощи креаторного (творческого) обмена макромолекулами живой ткани. В группу межклеточных «связников» входят аминокислоты, их полимеры (олиго- и полипептиды), производные аминокислот, холестерина и высших жирных кислот. Аминокислоты и их производные соединения обеспечивают межнейронные и нервно-мышечные межклеточные взаимодействия.
«Физиология человека», Н.А. Фомин
По данным Таннера, с 1880 по 1950 г. в Европе и США за каждое десятилетие рост 5 — 7-летних детей увеличивался на 1,5 см, а масса — на 0,5 кг. У 13 — 15-летних подростков это увеличение составляло соответственно 2,5 см и 2 кг. Увеличение размеров тела сопровождается соответствующими изменениями в размерах внутренних органов. Поперечник…
Хорошо известны колебания физиологической активности на протяжении года или нескольких лет. Сезонные и годичные ритмы связаны с изменением высоты стояния солнца над горизонтом. Основой биологических ритмов являются внутренние (эндогенные) счетчики времени. Полагают, что эндогенный отсчет времени обусловлен скоростью генетической транскрипции и ритмичностью процессов внутриклеточного обмена. Ритмические изменения жизнедеятельности сохраняются даже в том случае, если внешние…
Программа индивидуального возрастного развития регулируется генетическим аппаратом. На определенных возрастных этапах дерепрессируется (растормаживается) строго определенная часть генома. Внешне это выражается в ускоренном созревании (скачок, критический период) той или иной структуры и функции. Эти этапные моменты развития получили известное отражение в современной возрастной периодизации. В период новорожденности (первые 4 недели после рождения), в грудном возрасте (до…
Возраст (в годах) Мальчики Девочки Длина тела (см) Масса (кг) Длина тела (см) Масса (кг) 78 9 10 11 12 13 14 15 1617 117,3 — 127,3 121,5 — 131,1 126,2 — 136,2 130,9 — 141,5 135,6 — 146,6 140,0 — 152,0 145,8 — 159,9 152,6 — 167,4 160,1 — 173,4 165,3 — 177,1 168,0…
В пубертатном периоде происходит скачкообразное изменение как структуры, так и функции отдельных органов и систем (пубертатный скачок). У мальчиков пубертатный скачок наблюдается между 12,5 — 15,5 годами; у девочек — между 10,5 — 13,5 годами. Максимальный скачок роста у мальчиков в этом периоде составляет около 10 см, у девочек — 8 — 9 см. Скачок…